Древний мир

Непознанное

Космос

Возникновение Cредиземноморской гипотезы

Как у атлантов, так и у минойцев священным животным был бык. В древних мифологиях многих народов бык связан с богами воды и грозы. Такие представления существовали у хеттов, хурритов, в Сирии, у финикийцев и в Месопотамии. Даже у ряда народов Африки. Позднее у греков все водные боги, в том числе Посейдон, были связаны с быками.

Главным богом атлантов был Посейдон. Кто был главою пантеона минойских богов? Долгое время считалось, что главным богом минойцев был Зевс. Как утверждает греческая мифология, а также античные авторы, Зевс был первым царем Крита. Вполне вероятно, что Зевс был лицом историческим, царствовавшим на Крите в период его ранней истории.

В середине II тыс. до н. э. минойская цивилизация погибла в связи с мощнейшим извержением семи вулканов острова Стронгеле, сопровождавшимся разрушительными землетрясениями и наводнениями. Были разрушены города и селения Крита, а цивилизация острова Стронгеле вообще исчезла, похороненная под мощными слоями пепла и пемзы. Воспользовавшись бедственным положением критян, которые, кроме всего прочего, полностью утеряли свою главную опору и защиту — флот, греки-ахейцы захватили Крит.

Однако престиж Крита и его владык, которые представлялись грекам богами или хотя бы их потомками, остался непререкаемым. Позднее в классической греческой мифологии первый царь Крита Зевс стал главою пантеона греческих богов. Гелиос у критян, а затем и у греков стал богом Солнца. Стали богами у греков и критские демоны плодородия Аполлон, Артемида и Лето. Греки сделали Аполлона и Артемиду детьми Зевса и Лето. Посейдон у греков стал богом Моря.

Однако английский ученый Чедвик, расшифровавший критское линейное письмо типа “В”, прочел на одной из табличек имена четырех минойских богов. Одно из них было именем Посейдона. Имени Зевса там не было. Древняя хтоническая мифология выделяла фигуру Посейдона. Посейдон — древний демон плодородия, бог влаги и водной стихии, супруг Земли, ее сотрясатель. Для земледельческого общества это была необычайно важная фигура. Какой же урожай можно ждать от земли, не орошенной влагой?

Островное положение минойской державы тоже предопределяло важнейшую роль Посейдона — бога Моря. Именно море и мощный флот связывали минойцев с миром и подвластными им островами. Нет ничего удивительного, что Посейдон был и колебателем Земли, то есть богом землетрясений той державы, которую постоянно сотрясали землетрясения. Как можно видеть, именно Посейдон властвовал над всеми сторонами и особенностями жизни минойцев. А если Посейдон был главою пантеона минойских богов, то и эта черта культуры атлантов и минойцев совпадает.

В своих диалогах Платон рассказывает об одном из ритуалов, связанных с быком у атлантов: “В роще при святилище Посейдона на воле разгуливали быки, и вот десять царей приступали к ловле, вооруженные только палками и арканами, а быка, которого удавалось изловить, подводили к стеле и закалывали над ее вершиной так, чтобы кровь стекала на письмена”. Как можно видеть, этот ритуал для атлантов весьма важен. Он утверждает справедливость и законность деяний десяти царей, поскольку жили они по законам Посейдона, записанным на стеле.

Похожий ритуал с быком существовал и у минойцев. Можно предположить, что он изображен на фреске в Кносском дворце на Крите. Огромное тело быка распласталось в стремительном беге. Один из людей — на спине быка, второй схватил животное за рога, третий ждет своей очереди для вступления в игру. Они, как и у Платона, без какого-либо оружия. Понять смысл культовых игрищ минойцев невозможно, поскольку их письменность пока не расшифрована. Мифы, связанные с обрядом ритуального состязания с быком и принесения священного быка в жертву, широко распространены в странах восточного Средиземноморья.

Имеют ритуальную основу и мифы борьбы героя с человеком-быком — Минотавром. Миф о таком поединке тоже широко бытует в восточном Средиземноморье.

Вспомним хотя бы греческий миф о Тезее и Минотавре. Аттическая традиция относит деятельность Тезея ко времени до Троянской войны, т. е. к Х111 в. до н. э. Тезей греческий герой, сын афинского царя Эгея и одновременно сын бога, и не какого-нибудь, а именно Посейдона. Греческие герои всегда имели двух отцов — бога и смертного. Гомер говорит, что Тезей “на бессмертных похожий”. Государство Афины борется с Критом за свою самостоятельность. Миф рассказывает, что во время спортивных игр в Афинах погибает сын критского царя Миноса. За смерть сына Минос берет с Афин дань: раз в 10 лет 7 юношей и 7 девушек на съедение критскому чудовищу Минотавру. Это — человек с головой быка. Тезей отправляется с пленниками сам. В лабиринте, куда они брошены, Тезей в сражении побеждает чудовище. С помощью дочери Миноса Ариадны пленники выбираются из лабиринта.

О чем говорит этот миф? Прежде всего, о борьбе Афин с Критом в XIII в. до н. э. Как мы уже говорили, минойская держава погибла в страшном катаклизме в середине II тыс. до н. э., как минимум за два века до Тезея. Крит захватили греки, которые всеми силами пытались утверждать свое родство с погибшим великим Критом, но это уже другой Крит, и мощь у него не та, что раньше. Следуя методам прошлого Крита, новый греческий Крит брал с подвластных городов дань людьми.

Для устранения своеволия Афин, чтобы связать руки царю, был увезен с пленниками и сын царя Афин — Тезей. Победа Тезея над Минотавром — это в иносказательной форме доказательство мощи Афин. Мощь эта могла определяться в ритуальной схватке героя, в данном случае Тезея, с быком. Ведь и у нас на Руси часто участь сражения решала схватка двух богатырей.

Сравнение культов атлантов с культами минойцев обнаруживает большое число аналогий. Это прежде всего роль бога Посейдона в жизни этих народов, огромное значение культов быка и близкие аналогии таких культов.

Страницы: 1 2 3 4 5


Наша библиотека

Самое читаемое сегодня: