сайт Тайны и Факты

Крит и Стронгеле — центр минойской цивилизации

Большой интерес вызывают связи минойцев острова Стронгеле с народами Балканского полуострова. Об этом есть упоминание в античной литературе. Павсаний, например, говорит об “Атлосе беотийском”, то есть греческом или догреческом.

Влияние это можно рассматривать в двух временных периодах. Весьма заманчиво, но очень сложно проследить это влияние в ранний период времени, по крайней мере до середины III тыс. до н.э., в то время, когда на Балканах еще не было греков-ахейцев. Второй период наступает с их приходом на Балканы, то есть с конца III тыс. до н. э. В этот период влияние минойцев на греков-ахейцев не вызывает сомнения. Оно зафиксировано даже в названии, где эгейская культура получила второе имя — крито-микенская. Это название объединило культуру Крита и ее преемников — греков-ахейцев, включив Микены, самый крупный город греков в название культуры.

Однако это название сложилось еще в то время, когда о важной роли острова Стронгеле историки и историки искусства не знали. Думается, в ближайшее время основные положения и взаимосвязи эге-йской культуры будут дополняться и корректироваться.

В ранний период неолита Балканский полуостров, мало-азийское побережье и острова Эгейского моря заселили эгейцы. К числу этих племен относят хатто- и хетто-лувийцев, впоследствии обосновавшихся на островах и побережье Малой Азии и создавших в II тыс. до н. э. могущественное Хеттское царство. Греки пришли на Балканский полуостров в конце III тыс. до н. э. В XVII-XVI вв. до н. э., за 100 лет до катастрофы на острове Стронгеле, начинается “внезапный расцвет их культуры” (ахейской).

Этот “внезапный расцвет” наступил за 2-3 века до создания дворцов и акрополей, а следовательно, и городов ахейцев Микен, Ти-ринфа, Пилоса и др., появившихся в XIV-XIII вв. Такое положение с “внезапным расцветом” вызывает некоторое недоумение. В чем мог выражаться расцвет, если еще не было ни городов, ни дворцов? Попробуем разобраться в изложенном.

Додворцовый период на Крите (III тыс. до н. э.), согласно утверждению археологов, характеризуется появлением “земледельческих поселений с плотной застройкой… Поселения в целом напоминают пчелиные соты. Люди в этих поселках жили общиной… свидетельств о существовании у них социальных различий почти нет”,- пишет П. Уоррен [88]. Это необычайно важно. “Социальных различий нет”. Это было до появления на Крите дворцов, то есть до конца III тыс. до н. э. Точно такие же выводы сделали ученые, раскопавшие поселок Ассирос на севере Греции. Он просуществовал тысячу лет (1800-800 гг. до н.э.). “Поселок застроен прямоугольными в плане домами (тоже) … напоминающими соты”. На севере поселка сооружено хранилище избытков продукции, принадлежащге всей общине. Поселок сохранил общинный характер до своего конца. Как можно видеть, положение на Крите и в Греции с додворцовыми поселками — аналогично.

Такими же общинными поселками были Микены и Тиринф до возникновения дворцов в XIV-XIII вв. до н. э. А дворцы могли появиться лишь с возникновением социальных различий. Встает вопрос: в чем же проявился “внезапный расцвет” этих ахейских поселений в XVII-XVI вв. и притом, если верить египтянам, поставивших государство греков “превыше сравнения”. По-видимому, уровень этого расцвета был необычайно высок.

Это утверждение связано с сокровищами шахтных захоронений, в которых, по словам Г. Шлимана, тела “усопших были буквально усыпаны драгоценностями и золотом”. Там же были обнаружены и произведения искусства: кинжалы, кубки, маски и пр. Лучшие из найденных предметов были связаны с искусством миной-ских, а не греческих мастеров.

Чьи вожди или цари были похоронены в шахтных гробницах поселка Микены в XVII-XVI вв. до н. э.? Если согласиться с тем, что в додворцовых поселках “свидетельств социальных различий почти нет”, то нет и оснований считать эти захоронения микенскими. Непонятно и то, как и когда жители этих примитивных поселений могли скопить столько золота, а затем превратить его в произведения искусства!

Все рассмотренное позволяет предположить, что эти гробницы могли принадлежать только минойцам. Но почему они — минойцы — приехали умирать на материк к грекам-ахейцам?

Есть две версии, позволяющие объяснить переселение минойцев с острова Стронгеле на материк. Первая из них связана с очень тяжелым и разрушительным землетрясением, относимым геологами к 1700 г. до н. э. Оно могло побудить минойцев к поиску нового места обитания.

Вторая, наиболее вероятная версия, может быть, понята в связи с новым открытием американских биологов К. Хиршбук и В. Ла-Марш, предложивших новый способ определения времени катастрофических извержений вулканов, по годичным кольцам деревьев. Эти исследователи утверждают, что страшный катаклизм на острове Стронгеле произошел между 1628-1626 годами до н.э., то есть как раз в конце XVII века. Это тоже может объяснить переселение минойцев на материк.

В пользу этого второго утверждения может служить и тот факт, что С. Маринатос не обнаружил в раскопанном им на острове Стронгеле городе никаких драгоценностей, кроме бронзовых предметов. С. Маринатос считает, что бежавшие во время катастрофы жители города захватили с собою все ценное, в том числе золотой ритон, изображающий голову льва, золотые кубки и прочее.

Возможно, именно минойское золото было обнаружено в шахтных гробницах на материке. Конечно, это лишь гипотеза, однако для нее есть веские основания. В пользу нашей гипотезы говорит и появление в конце XVI в. на материке купольных гробниц-толосов.

Только в Микенах было сооружено 9 толосов. Эти гробницы поражают и сегодня. Самая значительная из них относится к XIV в. до н.э. Это гробница Атрея — сокровищница Атрея, как назвали ее позднее греки. Только купол римского Пантеона, построенного в III в. н.э., то есть через 16 веков после гробницы Атрея, перекрыл большее пространство. Невозможно предположить, что это блестящее в архитектурном и конструктивном отношении сооружение могли создать примитивные обитатели примитивных поселений Греции. Так же как невозможно поверить, что эти примитивные люди могли поразить воображение египтян XVII в. до н. э. уровнем своей культуры. Это, без сомнения, были минойцы.

В XIV в. начинается строительство дворцов и акрополей. Возводятся мощные стены, окружающие акрополи. Но даже в это время, как утверждают археологи, “вокруг акрополей размещались примитивные поселения”.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Атлантида - среднеземноморская гипотеза