сайт Тайны и Факты

Крит и Стронгеле — центр минойской цивилизации

Какие выводы можно сделать из нашего экскурса? Начнем все по порядку. Мы познакомились со странами, которыми, по античным источникам, владели или с которыми торговали атланты, на культуру которых они оказали влияние. А это — практически все страны Средиземноморья. На поверку оказалось, что воспринятая этими странами культура имеет ярко выраженные минойские черты. Все это приводит к выводу, что, по-видимому, минойцы и атланты — это один и тот же народ, который по-разному назван в различных античных источниках. Такое допущение позволяет прочесть текст Платона по-новому.

Платон говорит, что Атлантида размещалась в Атлантическом море. А почему, собственно, мы называем Атлантический океан Атлантическим морем? Атлантического океана греки того времени вообще не знали. То водное пространство, которое мы сегодня называем Атлантическим океаном, еще на карте Эратосфена, жившего через 100 с лишним лет после Платона, названо Эфиопским океаном. Такое название можно видеть и на других античных картах. Где же искать Атлантическое море?

Море, в котором атланты были подлинными хозяевами и владели многими странами, со всеми торговали, а с некоторыми конфликтовали, где они были “владыками моря”, совершенно естественно можно было назвать морем антлан-тов или Атлантическим морем. Ведь недаром греки называли как минойцев, так и атлантов “властителями моря”, “создателями флота”, “владыками моря”.

Теперь поговорим о размерах Атлантиды. Самый маленький остров атлантов, где размещалась их столица Матерь-город, точно отвечает размеру минойского острова Санторина-Стронгеле. Кстати, на Стронгеле тоже размещалась столица минойцев. Именно он, этот круглый остров, ушел под воды в результате катаклизма. Здесь, думается, все ясно. Круглый остров и Матерь-город атлантов найдены. Ну, а как быть с максимальным размером, где Атлантида “больше Ливии и Азии вместе взятых”? Мы уже согласились с тем, что держава атлантов охватывала все Средиземное-Атлантическое море. В этом случае она, естественно, была больше Ливии и Азии, поскольку включала еще часть Европы, Египет, Грецию и множество островов Атлантического-Средиземного моря.

Как мы установили, рассматривая страны, где оставили те или иные следы своего пребывания минойцы, цифра 9000 лет, упоминаемая Платоном по отношению к атлантам, не столь фантастична, как может показаться первоначально. Возможно, эта цифра пришла из Ливии вместе с культом богини Нейт, родиной которой ученые считают Ливию-Африку. Минойцы-атланты, по-видимому, впервые появились в Испании не позднее VIII тыс. до н. э. Вполне вероятно, что это произошло и раньше. Не позднее VII тыс. до н.э. изображения, а значит, и культура минойцев обнаруживаются в Ливии. Можно допустить, что минойцы-атланты побывали в Малой Азии и оказали влияние на ее народы. На это указывают тексты и памятники культуры. По-видимому, Минойцы-атланты совершали плавания по Эритрейскому морю и Эфиопскому океану. Влияние минойцев-атлантов прослеживается в Египте, Сирии, у хеттов, в Греции, на островах Крит и Кипр и многих других, вплоть до гибели острова Стронгеле-Атлантиды.

Все это позволяет предположить, что Атлантида или ми-нойская держава, по-видимому, уже в VIII тыс. до н. э. представляла собой мощное развитое неолитическое государство. Описывая столицу атлантов, Платон рассказывает о грандиозных мегалитических сооружениях, которые свидетельствуют о высоком уровне его развития. Об этом же говорят и морские путешествия минойцев-атлантов. Добраться до Испании и тем более попасть в Ливию, можно было лишь переплыв Атлантическое-Средиземное море. А для этого мало было азарта первооткрывателей. Нужны были прекрасные корабли и умелые мореплаватели. По-видимому, по крайней мере в VIII тыс. до н.э. минойцы-атланты были умелыми кораблестроителями и опытными мореплавателями. При этом у них должны были развиваться науки, например, астрономия, поскольку именно по звездам ориентировались они в открытом море.

Знакомство со странами Средиземноморья позволяет предположить, что бронзовый век у минойцев-атлантов наступил очень рано. Так, развитие культуры Египта, на которую оказали влияние атланты, позволяет считать, что уже в конце IV тыс. до н. э. минойцы находились на уровне государства бронзового века. Письменные источники, обнару-:енные на скалах Сахары, передвигают этот срок к V тыс. до . э. Если же допустить возможность путешествий минойцев-атлантов по Эритрейскому морю, которые они совершали с V до III тыс. до н.э., то развитие бронзовой цивилизации этого народа можно будет отодвинуть к началу V тыс. до н. э.

Если принять нашу гипотезу, то стадия зрелого неолита в Средиземноморском регионе наступила в VIII тыс. до н. э., если не раньше, а бронзовый век — начался не позднее V тыс. до н.э. Центром, откуда распространилась средиземноморская культура, можно будет считать остров Атлантиду-Стронгеле.

Минойцы-атланты еще в VIII тыс. до н. э. вступили в контакт с Испанией и, вероятно, принимали участие в создании мезолитического искусства юго-восточной Испании, о чем говорит отсутствие каких-либо связующих, переходных от палеолита к мезолиту памятников в Испании и Франции. Об участии людей Средиземноморья наряду с людьми негроидной расы в создании неолитического искусства Ливии говорит А. Лот. По-видимому, целый ряд неолитических фресок Ливии был создан минойцами-атлантами.

Формирование бронзовых цивилизаций с участием минойцев-атлантов особенно четко прослеживается в Египте, на Крите и у ахейских греков. По-видимому, это объясняется тем, что культура этих народов лучше изучена. Влияние минойцев-атлантов можно обнаружить и у других народов Средиземноморья. Оно проявлялось вплоть до гибели острова Стронгеле, а за ним и всей великой цивилизации минойцев-атлантов.

Как мы уже отмечали, Крит, его история и обитатели стали неотъемлемой частью греческой мифологии. Греческие боги и герои, так или иначе были связаны с Критом. Сам Зевс, «отец богов и людей», был первым царем Крита. Из истории и мифологии Крита в греческую мифологию перекочевали Посейдон, Гелиос, Аполлон, Артемида, Лето, Загрей-Дионис и многие другие. Даже великий греческий герой Геракл и тот родился на Крите.

Упоминание о Крите можно встретить в трудах греческих ученых, в легендах и поэмах Гомера. «Есть такая страна, посреди виноцветного моря, Крит прекрасный»…

Во времена Гомера еще сохранились потомки древних критян и само основательно видоизменившееся государство Крит, которым теперь владели греки. От древнего Крита остались лишь легенды. Много легенд посвящено критскому царю Миносу. О нем повествуют Геродот и Фукидид. Они называют Миноса «повелителем Киклад» и «владыкой моря». Гесиод отмечает, что Минос был «самым царственным» из всех смертных царей. К этому времени Минос стал персонажем мифов.

Греки подчеркивали мудрость и справедливость критского владыки. Гомер, устами Одиссея, рассказывает: «В аде узрел я Зевесова мудрого сына Миноса, Скипетр в деснице держа золотой, там умерших судил он».

Интересно, что и Платон не обошел молчанием личность Миноса и Критское государство. «Когда-то Минос заставил жителей Аттики платить тяжелую дань, так как он имел большую власть на море, а у афинян тогда еще не было, как теперь, военных кораблей…»

Множество греческих мифов, имеющих критский адрес, свидетельствуют об особом интересе к этой стране. К ним можно отнести рассказанный нами миф о Тезее и Минотавре, о похищении Зевсом-орлом Ганимеда, о похищении Зевсом-быком Европы, ставшей матерью критских царей, о критском быке, о медном великане Талосе, охранявшем остров Крит, о великом скульпторе и архитекторе Дедале. Перечень можно продолжить.

Легендой стала сама жизнь критян, процветавшая в далеком для греков прошлом. Греческие историки рассказывали, что минойцам принадлежали земли почти всего Эгейского моря. Это Кикладские и Спарадские острова, побережье Малой Азии и даже некоторые земли самой Греции. Раскопки археологов XX в. подтвердили легенды и мифы древних.

Открытие в середине XX в. греческим археологом С. Маринатосом на острове Санторин-Стронгеле огромного, по Атлантическим масштабам, города ярко выраженной минойской культуры позволяет пересмотреть сложившееся в начале века мнение о единственном центре высокой минойской культуры — Крите.

Рядом с Кноссом, столицей Крита, по крайней мере, не уступая ему по размерам, блеску и могуществу, появилась столица острова — крепости Стронгеле. Почему греки, уделявшие столь пристальное внимание Криту, ни единым словом не касаются острова Стронгеле и его блестящей столицы? Это не может не удивлять. Разобраться в этом, безусловно, необходимо.

Думается, что, как ни странно, ответ на этот вопрос лежит на поверхности. Следует лишь уяснить, откуда античные греки, а за ними и последующие поколения черпали сведения по своей истории, а также истории других народов древности, например Крита, который, кстати, они видели воочию.

В “Малой истории искусства” сказано: “Ранний период их истории (греческой), охватывающий XI — XIII века до н. э., принято называть “гомеровским”, поскольку основным источником наших знаний об этой эпохе являются “Илиада” и “Одиссея”, созданные в конце IX и начале VIII веков до н. э.”.

Греки в те отдаленные времена не фиксировали событий своей истории. А это вызывает удивление. Ведь еще в микенский период, то есть в XVI — XV вв. у них была письменность, которая, правда, использовалась в хозяйственных целях для подсчета доходов. Египетский же жрец отмечает: “Умы ваши не сохраняют в себе никакого предания… потому, как бы немотствуя. И вы снова начинаете все сначала, словно только что родились”. Это можно объяснить, вероятно, только тем, что сами греки не владели даже той примитивной письменностью, которую создали из минойской их владыки. История минойского государства, вероятно, была зафиксирована в минойских письменах, которые до сих пор не прочтены.

Однако, вернемся к поэмам Гомера, источнику данных по истории Греции. Последние исследования привели ученых разных стран к выводу, что Гомер в своих поэмах не отражал, да и не мог отразить историческое событие в Эгейском мире XI в., поскольку поэмы были созданы в VIII — VII вв. Советский историк Л. Клейн подчеркивал: “У Гомера общественное устройство, одежда, быт, жилище, многое из военного снаряжения — описано таким, каким оно на самом деле было уже в VIII — VII вв. до н.э.”.

Если эпос Гомера, единственный свидетель истории этого периода, не помнит ни границ государства XIII в. до н. э., ни их устройства, то можно ли рассчитывать почерпнуть там хотя бы элементарные сведения о временах, отстоящих от его создания на 8 -10 и более сотен лет (XVII — XV вв. до н.э.). В это время, когда погиб минойский Стронгеле (к VIII — VII вв.), все исторические факты, связанные с островом Стронгеле, были прочно забыты и превратились в мифы.

Капитальные сравнительные исследования американцев М. Перри и А. Лорда позволили установить “фольклорный характер источников Гомера и принадлежность, в огромной массе самого Гомера, а точнее Илиады и Одиссеи к фольклорной традиции. А от фольклора не приходится ожидать очень уж большой точности и достоверности в изложении событий. Не дает он гарантий и реальности фактов вообще”,- пишут исследователи.

Как можно видеть, история греческих государств гомеровского периода, а тем более факты по истории догреческого государства Крит опираются на источники из эпоса и на мифологию греков. Теперь и мы со спокойной совестью попробуем, опираясь на ту же мифологию греков и “правдивые сказания” египетских жрецов, а за ними Солона и Платона, хотя бы в общих чертах реконструировать государство Атлантиду-Стронгеле.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Атлантида - среднеземноморская гипотеза