Тайны и Факты

Древняя история Оахаки

Оахака — один из важнейших историко-культурных регионов Мезоамерики. В древности он охватывал территорию современного штата Оахака, восток штата Герреро и юг штата Пуэбла. Большая часть Оахаки — это высокосейсмичная горная система. Южная Сьерра-Мадре (высота 2500-3400 м), покрытая горными сосновыми и смешанными лесами. Оахака расположена на стыке важных торговых путей, связывающих Центральную Мексику с Юго-Восточной Мезоамерикой.

В древности этот регион населяло большое количество народностей, наиболее многочисленными из которых были сапотеки и миштеки.

Оахака была одним из первых очагов формирования государственности в Мезоамерике. В V в. до н. э. был основан Монте-Альбан. Первые письменные памятники появились в Оахаке еще в I тыс. до н. э. Они представляют собой каменные монументы с изображениями страдающих пленников, зачастую с выпущенными внутренностями, рядом с которыми высечены их календарные имена. Неправильная идентификация поз, в которых изображены эти пленники, привела к тому, что их назвали «танцорами». В III-II вв. до н. э. в Монте-Альбане была воздвигнута грандиозная галерея из более, чем 300 «танцоров». Очевидно, она запечатлела ход завоевания долины Оахаки правителями Монте-Альбана. Во II в. до н. э. сапотекское вождество трансформируется в государство со столицей в Монте-Альбане.

Ко II в. н. э. его цари завоевали целый ряд областей за пределами Оахаки и контролировали торговлю между Центральной Мексикой и тихоокеанским побережьем. Монте-Альбан был тесно связан с Теотиуаканом, откуда поставлялся обсидиан. В самом Теотиуакане существовал квартал, где жили сапотекские ремесленники и торговцы.

Во времена расцвета население Монте-Альбана достигало 25 000 чел. Процветанию способствовало наличие плодородной земли, древесины, воды, глины, сланца, соли и известняка. Со сложением единого сапотекского государства изменился характер триумфальных монументов. На смену «танцорам» пришли более пространные надписи на каменных панелях, в которых упоминаются даты, топонимы и календарные имена пленников. Победные монументы, в соответствии с общемезоамериканской традицией, располагались в самом центре Главной площади Монте-Альбана. В III-VI вв. н. э. основной формой письменных памятников в Монте-Альбане становятся надписи на стелах. Они посвящены воцарениям, завоевательным походам и ритуалам сапотекских царей.

Миштеки заселяли западную часть Оахаки. Их история тесно связана с сапотекской, первые местные протогорода (Монте-Негро, Йукуита, Уамелульпан, Серро-де-Лас-Минас) чуть моложе Монте-Альбана. Ранние государства Миштека-Альты (Уамелульпан и Йукуита) возникли во II в. до н. э. как ответ на внешнюю экспансию Монте-Альбана. После распада первых миштекских государств в III-IV вв. н.э. Миштека-Альта превратилась в конгломерат небольших княжеств, связанных друг с другом брачными связями и союзами, которые иногда объединялись в непрочные «гегемонии».

В миштекских областях формируется особый стиль надписей — Ньуинье. Он известен как в горных долинах Миштека-Альты (Тидаа, Серро-Энкантадо, Тилантонго, Йукуньудауи и др.), так и в предгорьях Миштека-Бахи (Серро-де-Лас-Минас, Текиштепек, Уахуапан и др.). Содержание надписей Ньуинье такое же, как и в Монте-Альбане: воцарения, войны, ритуалы. Появляются также надписи на тихоокеанском побережье и в Герреро.

Начиная с VII в. сапотекское государство вступило в полосу кризиса, началось усиление провинциальных центров, таких как Саачила, Куилапан, Ламбитьеко, Шошокатлан, Макуильшочитль, Этла, Уицо. В этих городах появляются надписи, ранее отсутствовавшие. Древняя столица теперь почиталась как «дом предков» и использовалась для захоронений знати. Длинные повествовательные надписи исчезают, и их место занимают изображения с сопутствующими календарными именами. Масштабные стелы сменяются небольшими палетками, помещавшимися внутри гробниц.

В настоящее время известно более 200 таких палеток. Как правило, на них изображены супружеские пары: мужчина напротив женщины, между ними располагаются ритуальные объекты. Над ними помещается так называемый мотив «небесных челюстей» — изображение портала в мир предков. По-видимому, на этих монументах изображены различные церемонии, проводившиеся местными князьями — заключения браков, принесение жертв божествам, общение с предками и т.д. Наиболее популярны сцены браков, которых известно более 20. Часто супруги сидят на циновках (символ власти) или на иероглифах-топонимах, называющих владения, откуда они родом.

В постклассический период долина была поделена между 20 небольшими княжествами, сильнейшим из которых была Саачила. В ХIV в. началась экспансия на восток, в сторону перешейка Теуантепек, где было основано новое княжество. В 1480-е годы на территорию Оахаки вторгся астекский император Ашайакатль, которому удалось разбить коалицию сапотекских и миштекских князей. В 1486 г. на месте современного города Оахака была основана астекская крепость Уашаякак, где располагался военный гарнизон.

Вплоть до испанского завоевания горные районы Миштеки были поделены между десятками мелких княжеств, которые иногда объединялись в непрочные «гегемонии». Самая крупная из них была создана правителем 8 Олень «Лапа Ягуара» из Тилантонго (1095-1115 гг.), подчинившим земли от побережья до гор. Наследники 8 Оленя на побережье создали здесь могущественное государство Тутутепек, просуществовавшее до начала ХVI в. С ХII в. началось проникновение миштеков в долину Оахака. Миштекские князья заключали браки с сапотекскими династиями и оседали на их землях со своими родами как союзники. В конце ХV — начале ХVI вв. миштексие земли неоднократно подвергались нападениям астекских войск. Многие миштекские государства были подчинены и вошли в состав провинции с центром в Тлашиако.

Социально-политическая организация, экономика

В постклассическое время общество Оахаки состояло из трех страт: знать (мишт. дзайя йаа, сап.), общинники-землевладельцы (мишт. ньандахи, сап.) и неполноправные безземельные (мишт. тай ситундайю, сап.). В классическое время, судя по археологическим данным, существовала та же структура. Простые общинники жили в небольших тростниковых хижинах или домах из кирпича-сырца, знать обитала в каменных дворцах с множеством комнат и богатыми захоронениями. Царские дворцы были раскопаны в Монте-Альбане и Йукуите.

В долине Оахака существовала сложная ирригационная система, поддерживавшаяся государством. В горных долинах Миштека-Альты использовалось террасное земледелие, и высокопродуктивная система лама-бордо — искусственных многоступенчатых террас в оврагах, на которых накапливалась плодородная почва. Профессиональные ремесленники работали на дворцовое хозяйство. В экономической жизни важную роль играла производственная специализация деревень с последующим распределением товаров через систему рынков. Для изготовления орудий труда использовались местные породы камня, и импортировался обсидиан из Центральной Мексики.

Культура и искусство

Сапотеки разработали собственную систему иероглифического письма, заимствованную миштеками. Эта письменность ещё не дешифрована, но, по-видимому, она была словесно-слоговой, как письмо майя. С падением Монте-Альбана она выходит из употребления, и в Оахаке распространяется центральномексиканский вариант логографической письменности, в которой сфера применения фонетических знаков ограничена именами и топонимами.

Основным видом письменных памятников в постклассическое время являются рукописи-кодексы, среди которых выделяются религиозные и историко-генеалогические. В доиспанское время кодексы изготавливались из оленьей кожи (у миштеков) и из местной бумаги-амате. После испанского завоевания, в ХVI в. широкое распространение получили кодексы на европейской бумаге и на хлопковой ткани.

Сапотекских иероглифических кодексов до нас не дошло. Несколько рукописей были созданы в ХVI в. сапотекской знатью в долине Оахаки: «Льенсо Гевеа», «Льенсо Уилотепек», «Генеалогия из Макуильшочитля», «Льенсо Тильтепек», «Льенсо Табаа», «Сапотекская генеалогия», «Генеалогия из Этлы», «Генеалогия из Оахаки». В них, несмотря на европейское влияние, сохранялась древняя традиция генеалогий. Их отличительная особенность — отсутствие дат для доиспанской эпохи.

«Льенсо Тильтепек» представляет собой родословную колониальных правителей Сан-Мигель-Тильтепека в 12 поколениях (приблизительно с ХII-ХIII в.). В ней подробно перечисляются все жены и дети, включая не правивших. «Льенсо Гевеа» и «Льенсо Уилотепек» совмещают карту владений и генеалогию. Они происходят из сапотекского государства на перешейке Теуантепек, возникшего в ХIV в., и перечисляют правителей Саачилы — сапотекского центра на юге долины Оахаки. По-видимому, Саачила рассматривалась как центр притяжения всех сапотекских политий, хотя к ХV-ХVI вв. этот город потерял былую славу. «Генеалогия из Макуильшочитля» повествует о 15 поколениях владетелей Макуильшочитля, сменивших сапотекских князей Ламбитьеко. В рукописи изображены правители и их жены, рядом латиницей подписаны их имена и места, откуда происходят женщины.

Известно 7 доиспанских миштекских кодексов, таких как: Нэттол, Бодли, Селден, Виндобоненсис, Бекер II, Коломбино и Бекер I (два последних, видимо, были частью единого свода). Все они являются историко-генеалогическими по своему содержанию и посвящены династиям миштекских правителей. В ХVI в. миштеки называли их тониндейе, «история родов», а также наандейе, «воспоминания о прошлом». Кроме того, от раннеколониальной эпохи дошло 22 рукописи, записанных латиницей. Среди них выделяются льенсос и мапас (мишт. таниньо) — карты, изображавшие земли, подвластные династии.

Кодекс Селден (Codex Selden 3135), хранящийся в Бодлеанской библиотеке в Оксфорде, представляет собой изложение генеалогии правителей Аньуте (совр. город Санта Магдалена Хальтепек в долине Ночиштлана) от его основания до ХVI в. Он был создан ок. 1556 г. на основе более древних кодексов сер. ХIV в. Озабоченность создателей Селден только местной генеалогией привела к тому, что знаменитый завоеватель 8 Олень «Лапа Ягуара» упомянут в нем лишь однажды как отец трех девушек, вышедших замуж за сыновей правителя Аньуте.

Кодекс Нэттол (Codex Zouche-Nuttal), хранящийся в Британском Музее, состоит из двух частей. Реверс кодекса посвящена деяниям 8 Оленя «Лапы Ягуара» (1063-1115), подчинившего себе почти все миштекские земли. Аверс состоит из трех повествовательных блоков, каждый из которых сопровождается генеалогией: 1) история мифического предка 8 Ветер «Орел-Кремень» — четыре генеалогии первых правителей; 2) история правительниц по имени «3 Кремнь» — 5 генеалогий, одна из которых представляет собой генеалогию 8 Оленя «Лапы Ягуара»; 3) путешествие четырех первых правителей из Апоалы — список из четырех брачных пар и генеалогия. Кодекс был создан около 1330 г.

Кодекс Виндобоненсис, хранящийся в Вене (Codex Vin-dobonensis Mexicanus), также делится на аверс и реверс. Аверс из 52 страниц посвящен сотворению мира богами, происхождению первых людей и основанию миштекских династий. Реверс из 13 страниц — это обстоятельная родословная правителей Тилантонго (одного из крупнейших миштекских царств), перечисляющая всех правителей, их детей и т.д. Аверс Виндобоненсис был расписан до 1350 г., в то время как реверс моложе и был создан уже во 2-й пол. ХIV-ХV вв.

Кодексы Коломбино и Беккер I объединяются в единый свод, посвященный истории 8 Оленя «Лапы Ягуара» и его потомков в Тутутепеке на тихоокеанском побережье. Как полагал Альфонсо Касо, это наиболее древний кодекс, созданный еще в ХIII в.

Рукописи историко-геналогического содержания ХVI в., основанные на древней традиции, дошли и из других областей Оахаки: 16 — из княжеств чочо-пополока (север Оахаки и юг Пуэблы), 3 — куикатеков (север Оахаки), 4 — тлапанеков (юг Пуэблы).

Для сапотекского и миштекского искусства характерна сложность образов, высокая проработанность деталей. В классическое время широкое распространение получили антропоморфные керамические фигуры предков (так называемые «урны»), которые находят в погребениях. Высокого развития достигла каменная скульптура. В постклассический период у миштеков бурно развивается металлообработка. Миштекские ювелиры изготавливали украшения из тончайшей золотой фольги и проволоки.

Важным вкладом миштеков в мезоамериканскую культуру было создание стиля «Миштека-Пуэбла» в искусстве, в ХIII-ХV вв. ставшего «интернациональным». Многочисленные «мексиканские» элементы в различных культурах (например у юкатанских майя) являются не свидетельством мексиканского влияния или завоевания, а результатом культурных и торговых контактов, охватывавших всю Мезоамерику.

Беляев Дмитрий

Доколумбова Америка

Вернуться к содержанию рубрики Доколумбова Америка