Древний мир

Непознанное

Космос

Династия Чжоу

Династия Чжоу — эпоха в истории Китая с 1045 до н. э. по 221 до н. э., время правления династии рода Цзи, который сверг правящий дом Шан и установил новую династию. Первым царём династии Чжоу стал У-ван. Он перенёс столицу в город Хао, недалеко от современного Сианя.

Время правления династии Чжоу разделено на два периода: первый, по столице Хао, называется Западным Чжоу, а последующий, когда столицей был город Лоян — Восточным Чжоу. Восточное Чжоу разделяют ещё на два периода: Чуньцю (по названию летописи «Вёсны и осени») и Чжаньго («Воюющих царств»).

Династия Чжоу:

  1. Западный Чжоу (1045 — 770 г.г. до н. э.), когда дом Чжоу владел территорией в бассейне Средней Хуанхэ;
  2. Восточный Чжоу (770 — 256 г.г. до н. э.), когда дом Чжоу постепенно утрачивал гегемонию, а территория Китая была поделена между отдельными царствами.
    1. Чуньцю — период Вёсен и Осеней (722 — 481 г.г. до н. э.) — период китайской истории, соответствующий летописи Чуньцю («Вёсны и осени»), составителем которой считают Конфуция.
    2. Чжаньго (403 до н. э. — до 221 до н. э.) — период Сражающихся царств длился до объединения Китая Цинь Шихуанди в 221 до н. э., хотя сама династия Чжоу закончила свое существование на 35 лет раньше — в 256.

Западный Чжоу

При первых царях династии государство процветало. После смерти У-вана семь лет в качестве регента правил его младший брат — Чжоу-гун, а затем власть перешла к повзрослевшему сыну У-вана — Чэн-вану. При царях Чэн-ване, Кан-ване, Чжао-ване и Му-ване государство процветало, царил порядок, границы раздвигались, покорялись соседние племена. Первые цари щедро раздавали уделы и земли в наследственное владение родственникам и приближённым, закладывая основу для будущей раздробленности. При царях Гун-ване, И-ване Старшем, Сяо-ване, И-ване Младшем и Ли-ване власть царей слабела, а местные князья вели себя всё более независимо. Царь Ли-ван правил настолько жестоко, что в 841 году до н. э. народ сверг его, и 13 лет длилось правление Гунхэ («Общее согласие»), когда страной правили князья Чжао-гун и Чжоу-гун, после чего они посадили на трон сына свергнутого царя — Сюань-вана.

Сюань-ван не заботился об укреплении границ, поэтому чжоусская армия была разбита жунами, и на страну стали совершать набеги кочевые племена. Следующий царь — Ю-ван, полюбил свою наложницу — Бао Сы, и отстранив царицу и наследника, сделал её своей женой. Так как она была грустна, Ю-ван приказал зажечь сигнальные огни, вызывающие подкрепления князей при набегах кочевников. Бао Сы смеялась над встревоженными и растерянными князьями, прибывающими во дворец. Ю-ван и дальше злоупотреблял сигнальными огнями, а когда вместе с жунами царский дворец осадил Шэнь-гун, отец отвергнутой царицы, на зажжение сигнальных огней никто не отозвался. Князья, посовещавшись, посадили на трон Пин-вана — сына законной жены Ю-вана, и под предлогом защиты от кочевников в 771 году до н. э. столица была перенесена в Лоян.

Царями Чжоу была разработана теория «Небесного мандата», по которой Небо вручало мандат на управление Поднебесной самому добродетельному роду. Царь из династии Чжоу имел титул «Сын Неба» и, благодаря Дэ — накопленной доботетелью благодати, был единственным легитимным правителем Китая. Теория «Небесного мандата» настолько хорошо обеспечивала легитимность правящего дома, что ни один из местных князей вплоть до династии Цинь не мог претендовать на титул правителя всего Китая. Официальной религией верхов при династии Чжоу, так же, как и при предыдущей династии Шан, было поклонение умершим предкам.


Вернуться к содержанию рубрики Древний Китай

Наша библиотека

Самое читаемое сегодня: