сайт Тайны и Факты

Маруты

Маруты (Marutas) — божества ведийского периода индийской мифологии. Они составляют дружину, сопровождающую Рудру или Индру. Число Марут неопределенно: гимны Ригведы упоминают то 27 марут, то 180. Туземные индийские комментаторы вед видят в марутах божество ветров, предшествующих грозе: в классическом санскрите слово marut употребляется в значении ветра. Отцом марут называют Рудру, иногда Индру, матерью — корову Пршни (Pr?n?), олицетворяющую, как предполагают, грозовую тучу. Маруты упоминаются обыкновенно в гимнах, посвященных Рудре или Индре; но есть несколько гимнов, посвященных им одним.

Маруты изображаются толпой прекрасных юношей, в роскошном одеянии, с блещущими копьями, с золотыми украшениями на шее и груди, выезжающими на боевых, иногда золотых колесницах, запряженных пестрыми конями или антилопами. Они колеблют землю и горы в своем стремительном беге, сопровождаемом вихрем, обращают день в ночь, источают потоки дождя. Они являются помощниками Индры в его бое со змеем Вртрой, или Аги, и подобно Индре, вооружены перунами. Как оросители земли потоками дождя, они являются благодетелями человека. Гимны приписывают им обладание целительными снадобьями. Имя Маrut одни ученые (Грассман) относят к корню mar — блистать (срав. греч. ???????? — блистаю) и дают ему значение блистающий; другие (Дармстетер) видят в имени Маруты тот же корень, как в слове mar-ya — муж, и ссылаются на встречающийся в ведах эпитет этих богов mary?so divas, то есть мужи неба.

Маруты, в ведийской и индуистской мифологии божества бури, ветра, грома и молнии (в «Ригведе» к ним обращено 33 гимна). Маруты составляют целую группу божеств, их трижды семь, трижды шестьдесят (или всего семь: Ваювега, Ваюбала, Ваюга, Ваюмандала, Ваюджвала, Ваюретас и Ваючакра, разные виды ветров). Среди них нет старших и младших, они одинаковы, как близнецы, единодушны.

Маруты — братья. Их отец — Рудра, отчего они называются иногда рудрами или рудриями; их мать — Пришни (буквально — «пестрая», обозначение коровы), они рождены коровой, доят вымя Пришни. Вместе с тем они сыновья Адити (Pигведа, X 77,2), родились из молнии (I 23, 12) или даже сами возникли из себя (I 168, 2).

Маруты изображаются прекрасными юношами, они огненны, могучи, на них сверкающие одежды; их оружие — золотые топоры, копья-молнии, луки и стрелы, дубинки, ножи; они мчатся на колесницах, запряжённых антилопами или лошадьми, по воздуху, по небу, через горы и деревья, от подземного царства до небесного. Тогда они ужасны, дики, полны гнева. Когда Маруты мчатся, раскалываются скалы и горы, гнутся деревья, сотрясаются крепости, ревет небо, земля дрожит от страха, делается темно. Маруты изливают дождь (иногда фигурально: пот, жир, мед, молоко), подымают шум, вызывают гром и молнии, ветер, образуют туманы, заставляют течь водные потоки, громко поют. У Марут просят лечебных средств, дождя, богатств, скота, славы, освобождения, а также пощады от убийства.

Толпа Марут обычно сопровождает Индру, особенно на битву. Маруты — воины; но непосредственного участия в убийстве демонов не принимают, хотя и помогают Индре (VIII 7, 23-24). Они искусны в колдовстве, творят чудеса. Марут сравнивают с солнцем, огнем, молнией, ветром, небом, водными потоками, горой, птицами, лебедями, соколом, антилопой, быком, буйволом, телятами, лошадьми, детьми, днями и т.п. Кроме связей с Рудрой и Индрой, Маруты входят в микромотивы с Парджаньей, Ваю, Сомой, Тритой, Вишну, Ушанасом, Парушни и др. В мифах Маруты играют вспомогательную роль (эпизоды, связанные с битвами Индры против Вритры, Валы, Раваны и др.).

Иногда Маруты покидают Индру в бою или даже вступают с ним в конфликт. Так, на основании «Ригведы» (I 170), «Тайттирия-брахманы» (II 7, 11, 1), «Катха-упанишады» (I 139, 13) восстанавливается следующий сюжет: певец-риши Агастья посвятил жертву Марутам, но она была присвоена Индрой; Маруты возмутились и выступили против Индры; вмешательство Агастьи привело к примирению сторон. В «Рамаяне» Индра разбивает молнией нерожденного сына Дити на 49 кусков и превращает их в Марута (сходный сюжет известен и в пуранах). Объяснения имени Марута различны. Одни исходят из сочетания *mar-ut-/vat-, «веющий с моря», другие сопоставляют Марута с италийским богом Марсом: лат. Mars, Mart-, Mavort-, оскск. Mamert (Marut- из Mavrt-) и со славянскими мифологическими существами типа Ma(r)murienda и др., третьи — с древнеинд. mаrуа, «юноша», и т.п.

Вернуться на Боги Древней Индии

Древняя Индия

Вернуться к содержанию рубрики Древняя Индия