сайт Тайны и Факты

Ушас

Ушас (санскр. Ush?s — заря) — олицетворение зари в индийской мифологии, один из самых поэтических образов индоевропейского мифологического творчества. Около 20 гимнов Ригведы посвящено прославлению вечно юной и прекрасной богини Ушас. Она принадлежит, таким образом, к древнейшим созданиям индийской мифологии.

Вследствие тождества имени богини с нарицательным именем существительным ushas = заря олицетворение в данном случае не успело еще затемнить первоначальные конкретные признаки явления природы. Образ Ушас не пострадал ни от позднейшего стремления все приурочить к объяснению тех или других особенностей жертвенного ритуала, ни от умозрительных толкований жрецов.

Описания Ушас отличаются живостью красок и грацией образов. Одетая в яркий наряд, она, как танцовщица, обнажает свою грудь и, как девушка, наряженная матерью, выказывает свои формы; одетая сиянием дева Ушас появляется на востоке и открывает свои прелести; блистая несравненной красотой, она не скрывает своего света ни от малых, ни от больших; поднимаясь, блестящая, будто из волн, где она купалась, и показывая свои красы, она приходит вместе с светом, прогоняя тьму. Она вечно юна, несмотря на свою древность, и вечно возрождается снова и снова; светя всегда одинаково, она уносит жизнь смертных; как она светила некогда, так она светит и теперь и будет светить после, вечная, бессмертная. Как колесо, она обращается вечно снова. Она будит животных и птиц, она дает дыхание и жизнь всем тварям; она показывает людям их пути и дает всем существам новую жизнь. Она прогоняет дурные сны, совлекает черное одеяние ночи, прогоняет тьму и злых духов, обнаруживает сокровища, скрытые во тьме, и, полная доброты, распределяет их. Пробуждаясь, она освещает края облаков, открывает небесные врата: ее румяные лучи, как стада, поднимаются кверху, красные коровы сами впрягаются в ярмо, румяные зори вьют свою светлую пряжу, будто из золота. Отсюда эпитет Ушас — мать коров.

Появляясь ежедневно на определенном месте, Ушас никогда не нарушает установленного богами порядка, идя прямо по его стезе; зная свою дорогу, она никогда ее не теряет. Она служит добрую службу богам, заставляя их поклонников просыпаться и жертвенные огни — зажигаться. Ее просят разбудить одних благочестивых и щедрых верующих и оставить спящими нечестивых скупцов.

Ушас является на блестящей, светлой, всячески украшенной и все украшающей, массивной колеснице или на целой сотне колесниц. Ее везут рыжие кони или того же цвета быки и коровы. И те, и другие изображают, вероятно, румяные полосы утренней зари; коровы обыкновенно объясняются как румяные утренние облака. Вполне естественно образ Ушас тесно связан с образом солнца. Она открывает ему путь, приводит с собой око богов (солнце), светит светом солнца, своего возлюбленного.

За нею следует Савитар; Сурья преследует ее, как юноша девушку. Она жена Сурьи; зори — жены солнца. Преследуемая солнцем, она представляется его женою или возлюбленной, но иногда и его матерью (так как солнце следует за нею). От нее произошли Сурья, жертвоприношение, Агни; она — сестра светлого Адитья Бхага и родственница Варуны. В то же время она сестра (иногда старшая) ночи, почему их имена соединяются в одно сложное имя (в двойственном числе) — Ушасанакта.

Ушас, в древнеиндийской мифологии богиня утренней зари, которая появляется с рассветом на золотистой колеснице. Богине зари Ушас посвящено двадцать гимнов «Ригведы». Она изображается в виде прекрасной девицы, одетой в сверкающий наряд; Ушас показывает себя всей вселенной, обнажает грудь, украшает себя, как танцовщица; ее называют сияющей, блестящей, яркой, золотистой, одетой в свет, красующейся и т.д. Ушас выезжает перед восходом солнца на ослепительной колеснице, запряженной алыми конями или быками, открывает небесные врата, наполняет вселенную светом, освещает дороги, сокровища, пробуждает всех, приносит богатство, дары, коров, коней, детей, жизнь, славу, дает убежище и защиту.

Вне «Ригведе» руководство Ушас певцами подчеркивается особо: она дарует мастерство, наставляет, вдохновляет певца. Ушас производит на свет солнце, готовит ему путь, приводит его; появляется с лучами солнца, состязается с Сурьей, приходит к нему, выходит из сестры-ночи, сменяя ее. Ушас прокладывает путь и людям: она приготавливает дороги, осматривает их, освещает. Сама Ушас живет в твердыне на горе. Она — дочь неба, но в то же время рождена Сурьей, и она его жена. Вместе с тем Ушас — мать близнецов Ашвинов, богов, коров и даже мать сложения гимнов; она — сестра ночи и богов, в частности Адитьев, любовница своего отца, Сурьи, Солнца, видимо, Пушана.

Особенное значение придается инцестуозным отношениям с отцом-небом. Ушас родилась в облаке; она дочь неба, которое однажды является ее возлюбленным. Так как жертвы совершаются на рассвете, то возникает вполне естественная связь Ушас с богом огня — Агни. Агни является перед зарей или вместе с ней и, как солнце, называется возлюбленным Ушас. Столь же естественна близкая связь Ушас с богами-близнецами раннего утра — Ашвинами. Она сопровождает их и дружна с ними. Ее просят разбудить их, что она делает своим гимном. Когда колесница Ашвинов запрягается, тогда рождается Ушас — дочь неба. Однажды она упоминается и вместе с луной. В связи с Ушас упоминаются и другие боги, породившие или нашедшие ее. Индра породил или засветил Ушас; иногда, впрочем, он изображается ее врагом, разбивающим ее колесницу. Сома заставил зори светить при их рождении. Брхаспати открыл зарю, небо и Агни, прогоняющего тьму светом. Древние рши, товарищи богов, при помощи разных гимнов открыли скрытый свет и породили Ушас. Ее часто умоляют посвятить своим поклонникам или даровать им богатство, долголетие и детей, охранить их своим покровительством. Душа умершего идет к солнцу и к Ушас. К Ушас прилагаются многочисленные эпитеты: сияющая, блестящая, светлая, белая, румяная, сияющая золотом, божественная, бессмертная, благостная и т. д. Имя Ушас находится в этимологическом родстве с латинским aurora (из *aus?s?) и греческим ‘??? — Эос (ср. эолич. ???? = заря). Индоевропейский корень, лежащий в основе этих имен, — ?ues-, откуда санскрит ucch?ti — светить.

Наиболее тесны связи Ушас с солярными божествами (Сурья, Савитар, Ашвины, Агни и т.п.). Она — «наиболее подобная Индре», и вместе с тем именно с Индрой возникает у нее конфликт: опьяненный сомой, Индра разбивает ваджрой колесницу Ушас, но она сама успевает скрыться. В «Айтарейе-брахмане» Шунахшепа возносит мольбы к Ушас, и она освобождает его от пут. Вне «Ригведы» она появляется очень редко и вскоре в послеведийскую эпоху полностью исчезает, хотя ее весьма косвенные следы видят в образе индуистской Уши (эпизод об Уше и Анируддхе в «Хариванше» и в «Катха-саритсагаре»). Архаичность образа Ушас несомненна; ее сравнивали с ипостасями женских божеств типа Великой матери, засвидетельствованных в текстах и в изобразительном искусстве, в частности в Индии времен Мохенджо-Даро. Образ Ушас восходит к индоевропейскому представлению о заре, она тождественна древнегреческой Эос и римской Авроре.

Вернуться на Боги Древней Индии

Древняя Индия

Вернуться к содержанию рубрики Древняя Индия