сайт Тайны и Факты

Вирадж

Вирадж (властвующий, лучезарный: Vir?j — корень r?j — властвовать, сиять) — имя одной из эманаций верховного божества Брахмы или Атмана. В этом образе, равно как и в родственных ему, выразились пантеистические стремления индусского религиозного миросозерцания переходного времени между ведийским периодом и эпохой индийских средних веков (от 600 года до нашей эры до XVI столетия нашей эры). В Упанишадах Вирадж представляется вышедшим из мирового яйца Вишеша (Vi); он есть третья и низшая из последовательных эманаций верховного божества (первая эманация — Ишвара — I?vara — владыка, князь; Демиург, или творец вселенной, душа ее, всеведущая, награждающая и т. д.; вторая — Гираньягарбха — Hiranyagarbha, то есть золотой зародыш, эмбрион, есть гений спящих ощущений и идей; другие имена ее Прана, Pr?na — дыхание жизни, и Сутратман, S?tr?tman — душа учения.

Тело Вирадж — мировое яйцо, внешняя оболочка видимого мира, или совокупность видимых и тленных тел, принадлежавших переселяющимся душам. Вирадж отождествляется также с целостностью бодрствующего сознания, с совокупностью всех душ в бодрствующем состоянии и т. д. Айтарея Упанишад (Aitareya Upan.) говорит так: «этот именно Атман (= сам, я, дух) проявляется в виде духа в его самом первом воплощении, внутри внешней оболочки вещей, как Вирадж или Праджапати» (Praj). Вирадж является также сыном Пуруша (Purusha — человек), одного из проявлений Брахмы, верховного божества, или, обратно, его отцом (Ригведа, книга X, гимн 90, 5). Позже Вирадж изображается в виде чудовищного существа, состоящего из двух разнополых половин, мужской и женской, сообразно с легендой, по которой Брахма разделил себя на две таких половины и создал из них Вирадж (Coleman, «The mythology of the Hindus», Лондон. 1832; Barth, «Les Religions de l’Inde», Париж, 1879; Gough, «The philosophy of the Upanishads», Лондон, 1882).

Вернуться на Боги Древней Индии

Древняя Индия

Вернуться к содержанию рубрики Древняя Индия