сайт Тайны и Факты

Чатал-Хююк — древний город Турции

Чатал-Хююк Чатал-Хююк — это большое поселение эпохи керамического неолита и энеолита в провинции Конья (южная Анатолия, современная Турция). Является крупнейшим и наиболее хорошо сохранившимся обнаруженным неолитическим поселением. Самые ранние найденные культурные слои относятся к 7400 г. до н. э. Поселение существовало 1800 лет, до 5600 г. до н. э. Поселение располагалось в 140 км от двуглавой вершины вулкана Хасандаг. Восточная часть поселения образует холм, возвышающийся над равниной на 20 м, его называют Восточный курган. К западу от поселения еще холм — там существовало ещё одно поселение меньших размеров — Западный Курган. В нескольких сотнях метров к востоку от него было обнаружено селение армянской и византийской эпох.

Археологическое открытие Чатал-Хююк

Чатал-Хююк, модель

на фото: Модель Чатал-Хююк из музея в Веймаре

Поселение Чатал-Хююк было обнаружено в ноябре 1958 года тремя исследователями от Британского института археологии в Анкаре. Это были Дэвид Френч, Алан Холл и Джеймс Меллаарт. Они искали ранние поселения на плато Конья. И 10 ноября им повезло обратить внимание на холм, который и оказался впоследствие знаменитым поселением Чатал-Хююк. В перый же день были сделаны первые находки керамики и обсидиана. Меллаарт, который незадолго до этого открыл на юге Анатолии холм с поселением Хаджилар, вернулся на Чатал-Хююк в 1961 г. и начал раскопки, которые продолжались до 1965 г. Под руководством Джеймса Меллаарта в Чатал-Хююке работал датский палеоботаник Ганс Хелбаек из Национального музея Дании. Хелбаек обнаружил большое количество домашней пшеницы, ячменя и гороха, что подтвердило предположение о земледельческой деятельности жителей. В 1965 г. Меллаарту было отказано в лицензии на проведение раскопок в связи с подозрением в незаконном вывозе находок, одним словом, в краже. раскопки продолжились в 1993 году новой группой археологов под руководством Иэна Ходдера и продолжаются в настоящее время каждое лето.

Описание поселения Чатал-Хююк

Чатал-Хююк, модель

на фото: Реконструкция святилища Чатал-Хююк в Музее анатолийских цивилизаций

Поселение Чатал-Хююк расположено на искусственных террасах на склоне горы и было обнесено стеной с одними-единственными воротами. Современному человеку это могло бы показаться странным. В поселении не было ни улиц, ни переулков. Люди жили в глинобитных домах с плоскими крышами, лепившимися друг к другу, как ячейки в пчелином улье. Житель Чатал-Хююка мог добраться до своего жилища только по крышам, в дом мог попасть только с крыши по специальной деревянной лестнице, наружных дверей не было. Возможно, такая своеобразная планировка поселения была вызвана оборонительными соображениями, и в таком случае мы должны признать, что она оказалась довольно эффективной. Судя по всему, его ни разу не захватывал неприятель.

Чатал-Хююк, модель

на фото: реконструкция дома Чатал-Хююк

Внутренность дома состояла из отдельных комнат, и из помещения в помещение вели обычные двери с высоким порожком. В стенах домов были сделаны глинобитные возвышения. На них сидели, работали и спали. На полу лежали циновки из соломы.

Жизнь в Чатал-Хююке продолжалась необычайно долго — около 1800 лет. Такая длительная оседлость свидетельствует, что основными источниками существования населения Хатал Куюка могло быть только земледелие в сочетании со скотоводством. Хатал Куюк не похож ни на временное убежище, ни на сезонную стоянку странствующих охотников—собирателей или скотоводов-кочевников. Когда дома ветшали, их разрушали и на их месте возводили новые постройки. Кроме того, Чатал-Хююк страдал от частых пожаров, после которых также приходилось восстанавливать и строить заново. Археологи насчитали здесь двенадцать только главных строительных периодов.

И действительно, раскопки подтвердили, что жители этого древнейшего поселения были оседлыми земледельцами и скотоводами. Они разводили крупный рогатый скот, овец, коз, свиней. Сеяли пшеницу, ячмень, горох, чечевицу. Охота и собирательство если и существовали, то только как подсобные промыслы. Итак, уже в 7-м тысячелетии до н. э. в Анатолии обитали люди, основным занятием которых было земледелие. Трудно переоценить значение этого открытия. Но это были лишь первые сюрпризы Хатал Куюка.

При раскопках новых слоев в Чатал-Хююке, относящихся к началу 7-го тысячелетия до н. э., внимание археологов привлекла странная группа строений, не похожих на жилые дома. Постройки оказались гораздо больше обычных жилищ и скорее всего были гробницами-святилищами. Их раскопали более двадцати. Святилища группировались в одном месте, окруженные плотным кольцом жилых домов.

Поразительное открытие было сделано в первой же из гробниц. Когда стены ее очистили от песка и глины, оказалось, что они сплошь покрыты многоцветными фресками. Фрески, созданные девять тысяч лет назад! В это трудно было поверить. И однако же, они существовали. Перед глазами археологов рисунки, выполненные красной, белой и черной красками на стенах, оштукатуренных сырой глиной.Фрески изображали сцену охоты: высокие, стройные люди с луками в руках преследовали леопардов.

Фрески обнаружили и в следующей гробнице. Здесь преобладал геометрический орнамент: разноцветные треугольники с заключенными в них рогами быков и крестами — символами плодородия, В третьей, четвертой, пятой гробницах тоже были фрески. Настенную живопись нашли даже в жилых домах.

Д. Меллаарт предположил, что здесь был храмовой центр поселения, а вокруг располагались дома жрецов и их семей. Храмовой центр и жрецы в столь раннее время? Это звучит неправдоподобно. И однако, многое заставляет думать, что Меллаарт недалек от истины. Не только древнейшие в мире фрески были открыты в гробницах-святилищах. Там же на стенах гробниц кроме фресок обнаружили рельефы, самые древние из известных до сих пор. Рельефы лепили из сырой глины и раскрашивали разноцветными минеральными красками. Созданные из столь непрочного материала, они, конечно, не могли долго противостоять времени, и художники Чатал-Хююка их очень часто подновляли и реставрировали.

В одной из гробниц были обнаружены рельефы двух леопардов, поразительно точно воспроизводящие оригинал. Но каково же было удивление археологов, когда под первым рельефом оказались второй, третий, четвертый. Стало ясно, что по мере разрушения рельефа на его месте создавался точно такой же, затем другой, третий и так далее. Сорок рельефов с леопардами были открыты один под другим! Это упорное воспроизведение свидетельствует о том, что рельефы, как и фрески, для жителей Чатал-Хююка были не только художественным украшением, а связывались с религиозным ритуалом. Последующие находки подтвердили эти предположения.

В других гробницах были найдены небольшие статуэтки из камня, алебастра и глины. Чаще всего это были довольно грубо сделанные женские изображения, реже мужские, еще реже изображения животных. Все три группы изображений — фрески, рельефы, статуэтки — отличало большое сходство сюжетов. Теперь не оставалось сомнений в их религиозном происхождении.

Жители Чатал Хююка были прежде всего земледельцами. Понятно поэтому, что и их религия входила в круг типичных земледельческих религий. Наибольшим почетом пользовалось женское божество — богиня-мать, олицетворявшая плодородие. Она изображалась то сидящей на почетном месте в окружении посвященных ей животных, то беременной. Мужское божество, супруг богини, было, по-видимому, покровителем скотоводства, его символы — быки и огромные, сделанные из глины бычьи головы. Даже геометрический орнамент на фресках не был просто декоративным. Он служил определенным религиозным целям.

Итак, казалось бы, один вопрос разрешен. Но ничего подобного, это только начало решения. Начнем с того, что фигурки сидящей богини, такие же, как найденные в Чатал-Хююке, есть и в более поздних неолитических культурах Греции и Крита.

Что это? Простое совпадение, говорящее о родстве религиозных представлений древних земледельцев, или свидетельство каких-то пока для нас не ясных культурных контактов и влияний? Да и сами религиозные представления жителей Хатал Куюка, несомненно, имеют много общего с религиями Малой Азии, отделенными от них несколькими тысячелетиями. Уж не посчастливилось ли археологам открыть в Чатал-Хююке истоки этих религий? И не только Малой Азии. Например, глиняные головы быков в гробницах сразу же вызывают в памяти изображения минойской цивилизации Крита. Некоторые смельчаки доходят даже до того, что видят в богах Чатал-Хююка прототипы греческих богов. Однако как бы то ни было, сходство позднейших культур с хаталкуюкской несомненно и еще ждет своего объяснения.

Но остается нерешенным еще один, не менее важный вопрос, вопрос о происхождении искусства Чатал-Хююка. Где искать истоки этой самобытной культуры? Вспоминается знаменитая наскальная живопись верхнего палеолита. Только там мы встречаем подобные многофигурные композиции. Но ведь существует мнение, что это искусство умерло вместе с концом ледникового периода, когда условия жизни человека коренным образом изменились.

Неужели традиции его сохраняются в Анатолии и позднее? Для таких предположений есть основание. Сейчас мы знаем, что искусство верхнего палеолита умерло не всюду. В Восточной Испании, например, оно развивалось и в более позднюю эпоху. Кстати, фрески Хатал Куюка весьма близки к наскальным изображениям Испании. Да и статуэтки из Чатал-Хююк Д. Меллаарт сопоставляет с вырезанными из кости фигурками палеолитического времени, считая, что и тут мы являемся свидетелями наследства верхнего палеолита. Так ли это? Судя по рсему, с ответом спешить пока рано.

Во время полевого сезона 1963 года продолжалось исследование гробниц. Все шло уже привычным чередом! фрески, рельефы, каменные фигурки богов. Но вот, расчищая одну из стен, археологи обратили внимание на необычный рисунок. В нем все было загадочным: пятнистая полоса, состоящая из отдельных квадратиков, схематичное изображение горы с раздвоенной вершиной, извергающей камни.

Эта фреска долгое время оставалась непонятной, пока ее не догадались сопоставить с планом уже раскопанных частей Чатал-Хююка. Сходство было очень близким. Неизвестный художник изобразил на фреске план своего родного поселения. Но почему он это сделал? Может быть, поводом для такого рисунка послужила какая-то особая причина?

Ответ на этот вопрос помогла дать вторая часть фрески. Уж очень она напоминала изображение извержения вулкана. Участники экспедиции начали искать вулканы поблизости от Хатал Куюка. Выяснилось, что недалеко от поселения поднимается гора Хасан Даг, у которой, как и у изображаемой на фреске, две вершины. На этой горе жители Хатал Куюка добывали вулканическое стекло — обсидиан. Оно шло для изготовления различных орудий. Сейчас вулкан потух, но известно, что еще во 2-м тысячелетии до н. э. он был действующим. Извержение вулкана неподалеку от Хатал Куюка могло представить угрозу поселению. Извержения Хасан Дага служили знаком гнева богини-повелительницы. Именно поэтому, как считает Меллаарт, огнедышащий вулкан и город изображены на фреске.

Кто же жил в Чатал-Хююке? Каково социальное устройство общества этого поселения? Весь комплекс домов, соединенных друг с другом и группирующихся вокруг одного центра, говорит ва то, что поселение принадлежало группе родственных семей, которые сохраняли между собой тесные связи. Общественный центр был занят гробницами-святилищами. Здесь жители совершали свои религиозные обряды и церемонии, здесь же хоронили особо выдающихся лиц. Вероятно, женщина в это «время еще занимала привилегированное положение. Об этом можно судить котя бы по тому, что в религии особым почетом пользовались женские божества, а мужские занимали второстепенное положение. Кладбища в Чатал-Хююке не было вообще. Жителей хоронили под полами домов.

Средний возраст умерших жителей Чатал-Хююк равнялся тридцати-тридцати пяти годам. Конечно, это не много, но не следует забывать, что шесть тысяч лет спустя, во времена расцвета древнегреческой цивилизации, средний возраст жизни человека едва достигал сорока лет. Долгое время умы археологов занимал и занимает вопрос о времени появления глиняной посуды — керамики. Еще не так давно считалось, что глиняная посуда появилась одновременно с возникновением земледелия, а может быть, даже несколько раньше.

Открытия таких памятников, как Джармо в Иране, Иерихон в Палестине, Сескло в Фессалии, показали, что это не так, что земледельческие неолитические культуры существовали повсюду на Ближнем Востоке до появления керамики. Конечно, и до появления керамики люди пользовались посудой, сделанной из камня, кости и дерева. Но связь ее с появившейся позднее глиняной посудой оставалась неясной. Раскопки в Хатал Куюке пролили свет и на этот вопрос.

В Чатал-Хююке глиняную посуду начали изготовлять в самом конце 8-го тысячелетия до н. э. Сначала она была очень плохого качества, и ее с успехом заменяла посуда, сделанная из дерева и кости. Была найдена даже деревянная ложка. Оказалось, что уже девять тысяч лет назад ложки были в употреблении и что по своей форме они ничем не отличались от современных.

Встречались также сосуды, сделанные из камня, но они были редки. Появившаяся глиняная посуда далеко не сразу вытеснила деревянную. На протяжении следующих пятисот лет она встречается еще не часто, а по своей форме подражает деревянной. Последнее наблюдение особенно важно. Дело в том, что в других раскопках деревянная посуда, как правило, не сохранилась, и поэтому ученым было не ясно, что послужило источником для создания начальных форм гончарной посуды.

Когда мы говорим о Чатал-Хююке (раньше писалось — Хатал Куюк), о высокой культуре его жителей, об их успехах в ремеслах и культуре, то не должны забывать, что это эпоха неолита, позднекаменного века. Жители Чатал Куюка еще не знали металлов, все их орудия были сделаны только из камня. Поэтому-то так поражает сложная и развитая жизнь поселения, отстоящего от нас на девять тысячелетий. Но культура Чатал-Хююка не ограничивалась только самим поселением. Его стены не были границей мира. Кругозор людей, живших в Чатал-Хююке, был гораздо шире, они поддерживали довольно оживленные связи с другими поселениями.

Лучше всего об этом рассказывают бусы. Их нашли в Чатал-Хююке в довольно большом количестве, они были излюбленным украшением его жителей. На изготовление бус шли самые различные материалы: сланец, белая паста, красная охра, кабаньи клыки, кость, звериные зубы, мел, обожженная глина, ископаемый уголь, кальцит, алебастр, яшма, обсидиан, апатит, змеевик, красный, зеленый, голубой, серый и черный известняки, раковины из Средиземного моря и т. д. Ясно, для того чтобы приобрести эти материалы, неолитический человек из Чатал-Хююка должен был поддерживать широкие связи. Ведь многие из перечисленных материалов не встречаются ближе чем на расстоянии нескольких дней пути.

И еще один момент заслуживает самого пристального внимания. Оказалось, что в числе материалов, идущих на изготозление бус, изредка встречаются медь и свинец. Однако первое, даже самое примитивное, использование металла для хозяйственных целей начинается гораздо позднее, спустя несколько тысячелетий, и это подтверждают абсолютно все данные, а их накопилось уже достаточно много.

В чем же тут дело? Вероятно, процесс освоения металлов был чрезвычайно длительным делом, гораздо более длительным, чем это казалось нам до сих пор. Несколько тысячелетий ушло на то, чтобы человек познакомился с металлами и научился использовать их свойства. Жители Чатал-Хююка делали, конечно, только самые-самые первые шаги. Для них ископаемая руда, которую они иногда находили, была, вероятно, всего лишь необычным видом камня, причем камень этот проигрывал в твердости и кремню, и обсидиану и годился разве что лишь для украшений. И все же, используя такие материалы, как ископаемая руда, и придавая им определенную форму, неолитический человек положил начало освоению металла, и — что совершенно неожиданно — это произошло почти одновременно с изобретением керамики, то есть около 7000 лет до н. э.

Раскопки Чатал-Хююка далеко еще не закончены. Еще не раскопаны самые древние культурные слои поселения. И возможно, будет получен ответ на вопрос: где истоки той высокой и своеобразной культуры, что предстала перед глазами археологов?

Когда мы говорим о Чатал-Хююке, то невольно хочется назвать его городом. Можем ли мы считать Чатал-Хююк городом, как это делают многие западные ученые? Думается, что все же нет. Ведь основным занятием горожан в любую эпоху были ремесло и торговля. А главным занятием жителей Чатал-Хююка — всегда земледелие. И все-таки Чатал-Хююк уже был не обычным земледельческим поселением. Он предшественник появившихся несколько позднее настоящих городов.

Мы также не можем пока объяснить причины небывалого расцвета Чатал-Хююка. Пока мы знаем только, что уже в 7-м тысячелетии до н. э. на территории Южной Анатолии существовало обнесенное стеной поселение с довольно развитой экономикой, специализированными ремеслами, социальной организацией, сложной религиозной жизнью и развитым искусством. Поселение, культура которого развивалась постепенно, без перерывов в течение тысячелетия. Но когда археологи разрешат этот вопрос, мы, несомненно, узнаем много нового о возникновении древнейших городских цивилизаций на земле.

источники:
википедия,
статья А. Хазанова.

Тайны древних цивилизаций