Древний мир

Непознанное

Космос

Древнее королевство Камбоджи

В 1868 году, в Париже вышла книга «Путешествие в королевства Сиама, Камбоджи, Лаоса и другие области центрального Индо-Китая». Это были путевые дневники французского ученого Анри Муо. Самого его к тому времени уже не было в живых: он скончался от лихорадки в Лаосе 7 ноября 1861 года.Из сообщения Муо Европа с удивлением узнала о том, что в лесистых дебрях страны кхмеров, к северо-западу от «Великого озера» Тонле-Сап, находятся остатки древних храмов и дворцов, остатки каналов, стен — целый город. Полузабытый и брошенный, полуразрушенный и безлюдный, заросший кустарником, он прекрасен и таинствен.

В Европе в ту пору многие не поверили Муо.

Из книги «Путешествие в королевства Сиама, Камбоджи, Лаоса и другие области центрального Индо-Китая».
Глава XVIII: «Онгкор. Город, храм, дворец и мост»:

Страница 187: «Нкхор или Онгкор был столицей древнего королевства Камбоджи или Кхмера, столь известного некогда среди великих государств Индо-Китая, что, согласно бытующим здесь преданиям, ему подчинялось 123 данника — короля. Армия короля кхмеров насчитывала пять миллионов солдат, размещавшихся на площади в несколько лье».

Преувеличения? Бесспорно. Но в них ли дело? Ведь Анри Муо не мог привести более достоверных сведений, хранившихся в ту пору никем еще не потревоженными в архивах Португалии и Испании: документы предстояло разыскать.

Но по идее верно. Ибо действительно славное прошлое было у Камбоджи, и величественной была ее древняя цивилизация.

…Стены, испещренные древними рельефами, колоннады, галереи, башни, статуи, террасы. Он бродил по живописным развалинам, наслаждался их диковинной для глаза европейца красотой, удивлялся их гигантским размерам. Муо многого тогда просто не знал, и вполне естественно. Но он понял главное: увиденные им руины уникальны. Это не только одно из самых выдающихся в истории мирового искусства творений человеческого духа, но одновременно и застывшая в камне история крупной и своеобразной цивилизации.

Ученые впоследствии измерили весь обширнейший комплекс строений, освободили от лиан затерянные в лесной глуши каменные стены и изваяния. Они зарисовали, сфотографировали и «храмы-горы», расположенные на уступах суживающихся кверху террас, и окрашенные рельефы, и скульптуры, и похожие на ананасы каменные башни, и орнамент, и лики властителей… Десятки книг, сотни и сотни статей будут написаны и о городе, и о храмах.

Но, пожалуй, никто не высказал своего восхищения проникновеннее, чем Муо. Он писал: «Храм (Муо имел в виду храм Ангкор-Ват) непостижим для ума и превосходит всякое воображение. Глядишь в смущении и замешательстве, восхищаешься и, охваченный почтением, застываешь в благоговейном молчании… Каким возвышенным должен был быть гений этого Микеланджело Востока, гений создателя подобного дивного творения! Он сумел связать в единое целое различные части с таким искусством, что этому остается только удивляться. Он проследил за исполнением своих грез и добился, и в общем и в частностях, такой законченности деталей, достойных целого, которые под силу лишь одареннейшим».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22


Наша библиотека

Самое читаемое сегодня: