Тайны и Факты

Тайны острова Крит

Вот обнаруженный под фундаментом одного из минойских домов колодец. Он цилиндрической формы, из сырцовых кирпичей и в своеобразном кожухе из плотно пригнанных, хорошо обожженных глиняных колец впритык друг к другу. Каждое кольцо (шести — десяти сантиметров в ширину) снабжено в верхней части пазом для следующего кольца и имеет соответствующий знак — метку. Такие опознавательные знаки для отдельных деталей — отнюдь не редкость на Крите. Во всяком случае, они часто встречаются на изделиях среднеминойского периода.

Не свидетельствует ли это о своего рода «стандартной» продукции, «сборном» строительстве? О том, что критские мастера работали по заранее разработанным «проектам»?

Между прочим, колодец с его заботливо сконструированным кожухом из глины имел устройство, облегчавшее чистку: многие его кирпичи снабжены небольшими треугольными выемками — упорами для ног и рук. По ним можно было спуститься в колодец и вновь подняться на поверхность.

Вот еще занятный факт: мастера бронзового века, оказывается, отлично умели освобождать от воды залитые дождем парадные подъезды и лестницы. Как? Они отводили льющуюся с неба воду в канавки-стоки, которые бежали сбоку лестничных ступенек и были врезаны в камень. Но эти потоки воды, естественно, надо было сдерживать. И поэтому в стоке были устроены уступы, падая с которых, струя теряла скорость.

Еще одна находка. Она была сделана неподалеку от того места, где длинный коридор, который тянется параллельно западным стенам дворца в Кноссе и вдоль которого расположено восемнадцать больших кладовых, подходит к лестнице.

Вынуть эту доску так, чтобы не повредить украшения, было нелегкой задачей. Но все закончилось вполне благополучно: пролежавшая, быть может, более четырех с половиной тысячелетий в земле, необычная доска попала в руки археологов. Она очень красива.

…Маргаритки из слоновой кости. Четыре небольших круга и четыре побольше на одной стороне. А на противоположной — десять средней величины. Одиннадцать поперечных планок, разделяющих игровое поле. И разноцветье красивых материалов: горный хрусталь, слоновая кость, возможно, покрытая в свое время золотом, четыре больших диска — красивые розетки из золота, серебра, лазури…

Ученые определили: доска эта — от столика для игр. Вероятно, камни, которыми играли, хранились в ящиках стола.

Чтобы ее сделать, нужны были не только линейки с делениями, но и точные циркули, доски для рисования, грифель. И эскизы, чтобы проверить композицию и сочетание красок. Слоновую кость нужно было вырезать и отполировать, хрусталь отшлифовать, пластинки (из золота и серебра) и проволочки выковать. Здесь работало много рук, и руки эти были искусны и умны.

Немало может рассказать о людях труда того времени, о приемах обработки такая безделушка, волею судьбы дошедшая до нас. Вероятно, в мастерской резчика, помимо ножичков, буравов к буравчиков, пилок, имелся уже и токарный станок. Возможно, что с помощью аналогичного приспособления шлифовали и камень.

Златокузнецам необходимы были тигли, щипцы, множество различных молотков и молоточков, наковальни разных размеров, напильники, паяльная лампа и мехи, кроме того, бура и сера. Столярам — топоры и пилы, молотки и долота, резцы и зубила, ножи — некогда они были из камня, а теперь выделывались из бронзы.

Кстати говоря, почти сразу после начала раскопок Эванс убедился, что жителям острова было ведомо тонкое искусство грануляции: зернью, мельчайшими пупырышками из золота покрывали они безделушки. Это было за тысячу лет до этрусков, в которых долгое время видели изобретателей грануляции. Делали критские мастера все как полагается: не припаивали золотую зернь, а наваривали ее, зная хитрые, приемы, позволявшие сохранить четкую форму зерен.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Тайны древних цивилизаций