Древний мир

Непознанное

Космос

Занятия вавилонцев

Вавилон был городом многонаселенным, и частных домов на всех не хватало. В основном помещения арендовали. Причем в сырцовокирпичных домах самой ценной вещью были деревянные двери. Арендатор, въезжая в дом, привозил с собой свои собственные. Горожане, называемые «дети Вавилона» или «сыны Вавилона», не только молились богам и тяжко трудились. Они вели бурную жизнь, судясь, торгуясь, спекулируя, подыскивая своим рабам выгодные оброки.

В шумном Вавилоне каждому находилось множество занятий, а также разнообразный досуг. Рестораны, трактиры, публичные дома, притоны для многочисленных тогдашних «бомжей». Эти притоны содержали большей частью оброчные рабы и рабыни; к тому же трактирщицы часто совмещали свои хозяйские обязанности с проституцией. Немало было в Вавилоне и всякого рода преступников.

Интересно, что разбой тоже считался профессией: в Вавилоне можно было получить диплом мастера уголовных дел. На одной глиняной табличке был запечатлен оригинальный для нас, но обычный для Вавилона контракт. В апреле 629 года в Борсиппе некий вавилонянин обязался за 2 года 5 месяцев обучить свободного человека на бандита и сутенера. За это он получал Доход от «работы» и 17 граммов серебра «на угощение». В случае неудачи ученик имел право взыскивать с учителя по суду 15 литров ячменя за каждый день.

Сыщик Белнадин-апли однажды напал на следы «мафии» и, минуя инстанции, донес об этом царю. Члены банды напали на царский полицейский пост и перебили гарнизон. Сыщик установил, что они связаны с разбойниками вне города. «Пусть царь поскорее прочтет этот донос, чтобы мужики не ушли к разбойникам», — написал сыщик на табличке.

Но, конечно, Вавилон был прежде всего не разбойно-развратно-ростовщическим городом, а центром науки и ремесла, родиной театра и оригинальных диалогов. Кстати, Вавилон был и законодателем древней «всемирной» моды. Космополитичность одежды рано проявилась как раз в Вавилоне. Уже первые вавилонские цари совместили в своем одеянии традиции шумерские и аккадские: на голове они носили семитскую шапку-тюрбан (похожую на головной убор египетских царей), а плащ был шумерским.

Горожане Вавилона, по Геродоту, одевались так: спускающийся до пят льняной хитон, поверх него другой, шерстяной, затем белый короткий плащ. Обувь — кожаные башмаки. Волосы скреплялись повязкой вокруг головы. Каждый мужчина носил с собой посох, украшенный сверху яблоком, розой, орлом, лилией. Также при себе вавилоняне постоянно держали печати — цилиндры, призмы, конусы из драгоценных и полудрагоценных камней или обожженной глины — для скрепления договоров. Женщины в Вавилоне имели все юридические права, владели собственностью и тоже скрепляли своими печатями сделки. Царские печати — цилиндры из лазурита.

Одежды были разноцветными, яркими — красными и синими. Кстати, это любимые цвета Вавилона. Также были желтые, зеленые, коричневые, черные и белые одежды. Их обильно покрывала вышивка. В ходу была косметика и украшения — серьги, перстни, браслеты, ожерелья, пряжки, броши из серебра, бронзы, меди, железа и драгоценных камней. Народ попроще носил обычно разноцветные туники.

Деньги в Вавилоне были серебряными; но и зерно служило мерой торгового обмена из расчета 1 килограмм серебра за 60 килограммов зерна. Эталонный талант был найден в одном из хозяйственных помещений Эсагилы. Это слиток серебра в форме лежащей утки с надписью, заверяющей истинную точность веса. Торговцы пользовались гирями-камнями в форме яйца. Вначале серебро взвешивали; потом деньги постепенно превратились в куски серебра с царской печатью. Векселя писались в форме простых глиняных табличек; однажды подделавший такой вексель вавилонянин на суде принялся грызть табличку, чтобы ее уничтожить. Что-то знакомое, не правда ли?

Вавилон прославился в мире своими мастерами. Художники, скульпторы, резчики, златокузнецы, ткачи и вообще люди всех профессий ценились настолько высоко, что и после падения Вавилона нашли себе занятия в других странах; их попросту вывозили в большом числе.

Вавилон торговал с другими державами и племенами исключительно собственной продукцией, а ввозил только сырье. Спрос на вавилонские изделия был так высок, что, например, вышитые льняные ткани соперничали у царей, вельмож, богатых людей в Греции и Лидии с египетским виссоном (секрет которого, кстати говоря, утерян). Славились и поделки из стеклянного сплава «под лазурит». Изобретение вавилонян — кожаные бурдюки, наполняемые воздухом, игравшие роль понтонов для мостов. Они входили в воинскую амуницию.

Особой неприкосновенностью и почетом пользовались вавилонские жрецы. При всех завоеваниях Вавилона они оставались неприкосновенными и продолжали совершать обряды, вести астрономические наблюдения, обучать в храмовых школах. И, конечно, проводить празднования Нового года в дни весеннего равноденствия.

Даже в те времена, когда в Вавилоне правили чужеземцы, они с должным почтением относились к новогоднему празднику. Всячески давали понять, что ценят его. Ни ассирийские, ни персидские цари не пропустили этого события и считали необходимым подчиняться всем предписаниям праздничного ритуала. Если царь сам не приезжал в Вавилон, то в отдельных случаях допускались его «заместители» из числа родственников. Так, Кир персидский вместо себя послал сына Камбиза.

Известны случаи, когда жрецы готовы были довольствоваться хотя бы царским одеянием. Сохранилось письмо, в котором жрецы просят ассирийского царя Асархаддона прислать свой наряд в город Харрон на праздник акиту. «Священное совокупление» женщины с царской одеждой становилось, естественно, символическим. Но, в конце концов, чужеземные цари перестали ритуально посещать Вавилон, и жречество разбрелось по свету вместе со строителями, художниками, ремесленниками. Кстати, главный исторический труд Вавилона был написан жрецом Берозом по-гречески.

А начало вольнодумству положил не кто-нибудь, а законный вавилонский царь Набонид, родом вавилонянин. Его мать служила царям Набопаласару, Навуходоносору, Нергал-Шарру-уцуру как жрица бога Сина (Луны). Она помогла сыну взойти на престол. Но туг Набонид поссорился с родным городом. Вавилоняне отказались платить подать — урашу, то есть строить храм Сина — башню Эхулхулу. Тогда. Набонид отменил празднование Нового года и покинул Вавилон на 10 лет. Он ушел в Аравию и создал там царство, блокировав караванные пути в Вавилон. В 546–544 годы в Вавилоне свирепствовал голод. А потом его завоевал Кир.


Вернуться к содержанию рубрики Месопотамия

Наша библиотека

Самое читаемое сегодня: