сайт Тайны и Факты

Исчезновение пилота вместе с самолетом после встречи с «летающей тарелкой».

Рассекреченные документы ВВС Австралии пролили свет на таинственное исчезновение местного пилота вместе с самолетом после встречи с «летающей тарелкой».

Надо мной кто-то летает

История Фредерика Валентича считается одной из самой загадочной в истории авиации. Вечером 21 октября 1978 года он арендовал самолет — одномоторную «Cessna 182L» — на аэродроме Мураббин неподалеку от Мельбурна. Заполненный летный план предполагал, что после вылета из Мураббина он проследует к мысу Отуэй и оттуда к острову Кинг в Бассовом проливе. Сделав посадку на острове, он должен был вернуться обратно. Валентичу было всего 20 лет. Ему впервые в жизни предстояло лететь над океаном в темное время суток, поэтому диспетчеры настояли на режиме «постоянной связи». Пилот должен был отчитываться о прохождении контрольных точек маршрута, периодически сообщая, что все в порядке.

Самолет взлетел в 18.19. В 19.00 Валентич доложил диспетчеру Стивену Роби, что миновал мыс Отуэй. Солнце зашло 12 минут назад, но было еще достаточно светло, чтобы отличать сушу от воды.

Шесть минут спустя он снова вышел на связь. Вот стенограмма переговоров с диспетчером (без позывных и служебных слов «вас понял», «прием» и т. п.)

19.06.14 Валентич: Мельбурн, есть ли какие-либо самолеты ниже пяти тысяч? (5000 футов, около 1500 м. — М. Г.)

19.06.23 Роби: Никаких известных самолетов.

19.06.26 Валентич: Похоже, там большой самолет ниже пяти тысяч.

19.06.46 Роби: Какой тип самолета?

19.06.50 Валентич: Не могу определить. Четыре ярких… которые кажутся посадочными огнями.

19.07.32 Валентич: Самолет только что пролетел надо мной по крайней мере на тысячу футов выше.

19.07.43 Роби: Это большой самолет?

19.07.47 Валентич: Не знаю, но из-за скорости, с которой он двигается… есть ли какой-нибудь самолет военно-воздушных сил поблизости?

19.07.57 Роби: Никаких известных самолетов поблизости.

19.08.18 Валентич: Он приближается теперь ко мне с востока.

19.08.49 Валентич: Мне кажется, что он играет в своего рода игру. Он пролетел надо мной два-три раза на скорости, которую я не могу определить.

19.09.02 Роби: На какой высоте вы находитесь?

19.09.06 Валентич: Четыре с половиной тысячи, четыре, пять, ноль, ноль.

19.09.11 Роби: Подтвердите, вы не можете опознать самолет?

19.09.14 Валентич: Подтверждаю.

19.09.18 Роби: Оставайтесь на связи.

19.09.28 Валентич: Это не самолет… это…

19.09.46 Роби: Вы можете описать самолет?

19.09.52 Валентич: Когда он пролетает, он имеет удлиненную форму… больше ничего не могу сказать… У него такая скорость… Мельбурн, он прямо сейчас передо мной.

19.10.07 Роби: И насколько большой объект?

19.10.20 Валентич: Он, похоже (неразборчиво, скорее всего «преследует меня»). Я сейчас лечу по кругу, и объект тоже летит по кругу выше меня… У него зеленый свет и металлический на вид… блестящий корпус.

19.10.48 Валентич: Он только что исчез.

19.11.03 Валентич: Знаете ли вы, что за самолет я видел? Это военный самолет?

19.11.08 Роби: Подтвердите, что самолет только что исчез.

19.11.14 Валентич: Подтверждаю.

19.11.17 Роби: Самолет все еще там?

19.11.23 Валентич: Он… приближается с юго-запада.

19.11.52 Валентич: Двигатель плохо работает… Кашляет.

19.12.04 Роби: Каковы ваши намерения?

19.12.09 Валентич: Собираюсь лететь на остров Кинг. Странный самолет снова завис надо мной… он завис, и это не самолет…

В 19.12.28 авиадиспетчеры услышали металлический лязг. Он продолжался 17 секунд и напоминал «звук от пустых банок из-под кока-колы, которыми трясут в мешке». После этого Валентич больше не выходил на связь. Исчез.

Странные объекты в небе видели многие

Авиадиспетчеры немедленно начали поиски пропавшего самолета. «Cessna 182L» была снабжена защитным кожухом на случай вынужденной посадки на воду и радиомаяком, но никто не слышал его позывных. Самолет австралийских ВВС «Орион» облетел предполагаемый маршрут полета Валентича и увидел большое пятно горючего в 18 милях к северу от острова Кинг. Корабли спасателей тщательно обыскали район пятна, но больше ничего не нашли. Пробы воды показали, что там плавало дизельное, а не авиационное топливо.

О том, что в исчезновении летчика виноват НЛО, почти сразу же сообщила пресса. Десятки людей принялись звонить журналистам, уфологам и военным. Они говорили, что в тот день тоже наблюдали в небе странные объекты.

— Занятно, что все принялись звонить и рассказывать об НЛО лишь после того, как пресса сообщила про исчезновение Валентича, — прокомментировал шумиху Кен Уильямс из Министерства транспорта. — Похоже, люди начинают думать, что тоже видели странные огни. Мы воспринимаем их звонки не слишком серьезно, но не отказываемся их выслушать».

В распоряжении военных, дознавателей и уфологов оказались 29 сообщений и даже две фотографии. В 18.45, за 21 минуту до встречи Валентича с «тарелкой», некто Рой Манифолд отдыхал на пляже неподалеку от мыса Отуэй. Решил сделать на память снимки океана с заходящим солнцем и шесть раз щелкнул фотоаппаратом. Во время съемки Манифолд ничего такого не видел, но при проявке на двух кадрах оказались странные детали. На четвертом снимке видна вылезающая из воды «черная глыба», на пятом — обычная картина закатного солнца, а на 6-м кадре заметен объект, расположенный в небе над тем местом, где была «глыбы» из отснятого примерно на 40 секунд ранее 4-го кадра. Фирма «Кодак» отвергла возможность дефекта пленки или ошибки при проявке.

ВВС Австралии предположили, что на снимке обычное облако. Но если учитывать, что между кадрами 5 и 6 прошло около 20 секунд, чтобы оказаться так далеко в кадре, «облако» должно было лететь со скоростью более 300 километров в час!

25 октября власти прекратили поиски самолета. К большому огорчению отца Валентича и его подруги, 17-летней Ронды Раштон.

— Я знаю, что Фред жив и мы вскоре его увидим, — заявила Ронда два дня спустя.

— Мой сын похищен пришельцами, — говорил Гвидо. — Я не уверен, что они его вернут. Надеюсь и молю, чтобы вернули.

Валентич беспокоился, что НЛО могут напасть на него

Министерство транспорта и ВВС Австралии рассекретили досье, относящееся к исчезновению Фредерика Валентича только после смерти его отца.

Из документов сложился не самый лучший образ 20-летнего пилота. Он был новичком, имевшим всего 160 часов летной практики. После школы записался в Корпус летной подготовки — программу для молодежи, которая готовит будущих летчиков ВВС Австралии. Фредерик прошел ее, но в курсанты ВВС так и не попал. В его досье записали: «Очень плохие результаты, крайне низкий коэффициент интеллекта, годен только для неквалифицированной работы на земле».

Валентич попробовал еще раз пробиться в военные летчики. Пришел в Корпус летной подготовки вожатым-добровольцем, чтобы помогать другим новичкам. Но и это не смягчило сердца военных.

Тогда Валентич решил получить лицензию частного пилота и впоследствии стать летчиком гражданской авиации. С невероятным трудом, по несколько раз пересдавая экзамены, молодой человек получил-таки права 4 класса, допускающие пилотирование ночью в простых метеорологических условиях. Дальше дело застопорилось. Три попытки получить лицензию пилота провалились.

Друзья, родные и знакомые Валентича не подозревали, что дело обстоит так плохо. Фредерик всем говорил, что успешно сдает экзамены. Один из его знакомых, летчик Рой Барнс, написал дознавателю Министерства транспорта: «Я был крайне разочарован, когда услышал от вас, что Фредерик не сдал экзамены, потому что, когда я вернулся в середине сентября из отпуска, он позвонил и похвастался, что все сдал. Был ли он хорошим актером или человеком с раздвоением личности?».

В вечер исчезновения, 21 октября, Валентич минимум трижды солгал. В аэропорту он сказал, что собирается забрать с острова Кинг друзей, и положил в кабину три лишних спасательных жилета. Родным он сказал, что заказывал там крабов. То и другое оказалось неправдой. Кроме того, на аэродроме острова не было ни радиостанции, ни диспетчерской службы. Летчик, желающий приземлиться в темное время, должен был заранее позвонить и просить включить освещение взлетной полосы. Валентич не предупреждал о визите, что доказывает: он не собирался приземляться на острове. Соей девушке — Ронде — он сказал, что подъедет к ней в 19.50 — время, невозможное при намеченном плане полета.

Старший диспетчер транспортной службы заявил дознавателям, что Валентич был в тот вечер далеко от указанного им места встречи с НЛО. Хотя район Отуэй находится в зоне уверенного обнаружения радара, «операторы, дежурившие во время драматического сообщения пилота онаблюдении НЛО, не смогли засечь «Cessna 182L». Хотя условия прохождения радиоволн были исключительно хороши. Мы серьезно сомневаемся, что его самолет был где-то поблизости от мыса Отуэй».

Скептицизм дознавателей усилился, когда они выяснили, что Валентич увлекался уфологией, собирал вырезки о наблюдениях «летающих тарелок» и не пропускал ни одного фильма про инопланетян. Гвидо рассказывал, что сын «беспокоился, что НЛО могут напасть на него, и думал, что в этом случае можно сделать».

Ронда Раштон прояснила дознавателям пару непонятных деталей. Она сказала, что пару раз летала с Валентичем. У него была дурная привычка не вешать микрофон рации, а бросать к себе на колени. От неудачного движения кнопка могла включиться на передачу. Когда у Фреда затекали ноги, он их вытягивал и отодвигал назад сидение. Металлический лязг в конце последней передачи, по ее мнению, был вызван звуками отъезжающего назад сидения при случайно включившемся микрофоне.

Роковая мистификация?

Доктор Махони, «специалист по человеческому фактору в авиационной медицине», пришел к выводу: Валентич мог попытаться утопить самолет и добраться до берега вплавь или спрятаться где-то, чтобы потом внезапно объявиться и рассказать о своем похищении. Перебои в работе мотора «Цессны» легко подделать — для этого нужно сделать соответствующий маневр. Но что-то пошло не так.

Министерство транспорта решило не выдвигать против покойного летчика никаких обвинений, чтобы не травмировать его родных и знакомых. Итоговое заключение гласило: «Причина исчезновения самолета не установлена».

В 1982 году волны выбросили на берег острова Флиндерс, неподалеку от Тасмании обломок обтекателя самолета «Cessna 182L». Бортовой номер сохранился не полностью, но уцелевшие цифры совпадали с номером самолета Валентича. Повторное расследование не обнаружило других исчезнувших или разбившихся в океане самолетов «Cessna» с такими номерами.

В 1988 году Валентич был официально объявлен погибшим. Его отец смог наконец взять деньги, лежавшие на счету сына в банке. Ронда Раштон так и не вышла замуж после пропажи жениха.

— Я верю, что его забрал НЛО, — сказала Ронда11 лет спустя. — Мы с Фредом часто обсуждали эту тему. Как-то раз он обмолвился: если повстречает НЛО, он знает, что делать. Эти слова очень помогли мне, когда Фред исчез. Его голос не был испуганным при встрече с объектом: возможно, он расценивал все это как приключение».

Уфологи Джеймс Мак-Гаха и Джо Никелл предположили, что Валентич солгал про цель своего полета, потому что собирался «поохотиться» на НЛО. Возможно, он узнал про их активность в районе Бассова пролива, решив лично полететь и посмотреть. Он ожидал, что встретится с НЛО, и поэтому не был испуган. Неопытность сыграла с ним злую шутку — Валентич отвлекся от управления и сорвался в штопор. Мотор стал работать с перебоями потому, что «Cessna» приняла положение, при котором топливо прекратило поступать под действием силы тяжести. Когда летчик осознал ситуацию, самолет успел опуститься ниже уровня уверенного радиоприема. Диспетчеры не слышали Валентича. Через несколько секунд мучительного ужаса он врезался в воду.

Мы никогда не узнаем, что точно произошло в небе тем вечером над Бассовым проливом. Рассекреченные документы лишь позволяют придти к выводу, что НЛО стали косвенной причиной гибели летчика. Или даже вообще не имеют никакого отношения к трагедии, разыгравшейся в океане почти 40 лет назад.

НЛО