Тайны и Факты

Самосожжение вдов — обряд сати

Самосожжение вдов - обряд сатиПоложение женщин в Индии
Положение вдов в Индии
Самосожжение вдов — обряд сати

Несмотря на то, что обряд сати в Индии был повсеместно запрещен еще колониальными властями в 1829, случаи самосожжения вдов на погребальном костре мужа все еще не редкость в современной Индии. Согласно легенде начало этому обычаю положила богиня Парвати, сошедшая на землю в облике Сати. Отцу Сати, богу Дакши, очень не понравился муж дочери, бог Шива. Однажды старик устроил пир и пригласил всех богов, кроме Шивы. Сати восприняла это как оскорбление любимого мужа. В знак протеста она взошла на костер. Безутешный Шива извлек ее тело из жертвенного огня, а бог Вишну, расчленив его на 108 частей, нечаянно уронил их на землю. 108 мест, куда они упали, стали центрами паломничества. В переводе с санскрита слово «сати» означает также «преданная или праведная жена».

Как проходит обряд сати?

Совершив обряд омовения, облачившись в лучшие одежды, вдова с распущенными волосами в окружении родственников следует на берег реки или озера — традиционное место совершения сати. Родственники взявшись за руки образуют круг — символ невозможности вернуться в мир живых. Согласно традиции, каждый, кто встретит на своем пути траурную процессию, должен присоединиться к ней. У воинской касты раджпутов вдову сопровождают воины с обнаженными саблями.

В это же время носилки с умершим доставляют к погребальному костру и устанавливают на него. Омытое тело заворачивается в белое покрывало, лицо оставляют открытым. По бокам костра вкопаны четыре столба. Вершины столбов соединены веревками таким способом, что вся конструкция напоминает ложе. На столбы набрасывают покрывало, расшитое ритуальным узором. Пространство между столбами заполнено поленьями мангового дерева, проложенного сушеным коровьим навозом, соломой и другими горючими материалами. Поленья обильно поливают топленым коровьим маслом «гхи» и нефтью.

У костра вдова снимает все украшения и раздает их близким. А те угощают ее засахаренными фруктами и передают устные сообщения для усопших родственников. Женщину трижды обводят вокруг умершего, поддерживая ее под руки. В последний момент силы часто оставляют вдову, и она беспомощно повисает на руках сопровождающих. Брахман произносит траурные мантры и окропляет ее водой из Ганга (вода Ганга считается у индусов священной). Вдове помогают подняться на костер. Она садится с левой стороны от мужа и кладет его голову себе на колени.

Кто-нибудь из родственников поджигает поленья… Чтобы женщина с достоинством последовала за своим мужем, ее ноги приковывают к тяжелым плахам железными цепями. А то мало ли, попробует выскочить из костра от безумной боли. Чтобы притупить боль, вдовы перед самосожжением часто принимают особый наркотический напиток.

Различается два вида самосожжения женщин: «саха-марана» (смерть вместе), когда вдова сжигает себя одновременно с трупом мужа, и «ану-марана» (смерть в одиночку), когда вдова погибает в огне уже после кремации тела супруга, во время которой она была «нечиста» из-за беременности или менструации. Наиболее часто встречается «саха-марана».

По традиции, вдова должна совершить обряд в течение четырех месяцев после смерти мужа. В том случае, если вдова объявила о решении взойти на костер, она не имеет права отказаться.

Вначале сати считалось привилегией избранных. Его совершали лишь вдовы правителей-раджей и военачальников. В гигантском погребальном костре махараджи Виджаянагара одновременно нашли смерть три тысячи его жен и наложниц. С телом последнего раджи Танджора сгорели две его жены. Их обугленные кости были измельчены в порошок, смешаны с вареным рисом, и 12 жрецов храма съели его во имя прощения прегрешений умерших.

Постепенно сати распространилось на представителей всех высших каст.

В 1987 г. в Индии установлена уголовная ответственность за подстрекательство к сати и даже за его совершение (если, конечно, женщине удается остаться живой), но количество жертв не уменьшается и ежегодно в Индии совершается по нескольку десятков случаев самосожжения вдов. Существует только один шанс избежать сати, не нарушая обычая, — выйти замуж за брата покойного мужа. Но это удается только единицам.

Так что ничего удивительного, что первая забота индийской жены — это здоровье мужа. Каждые пять лет женщина совершает обряд охранения мужа. Если он заболел, жена постится. Мужа никогда не называют по имени, так как произнесенное вслух имя укорачивает жизнь супруга. Обращается к нему на Вы, омывает ему ноги, принимает пищу, только когда насытится супруг. Не садится в транспорте, если муж стоит. Никогда не идет рядом с ним, а чуть припаздывает. Одним словом, индийские женщины берегут своих мужей, как самое большое сокровище жизни.

Противники обряда сати утверждают, что во времена формирования основ индийской культуры и укладов общественной жизни этого обряда на территории нынешней Индии не было. В подтверждение своей правоты они указывают на отсутствие упоминаний о нем в начавших складываться еще в 3-м тыс. до н. э. древнеиндийских сборниках религиозных гимнов — Ведах.

Например, в Ригведе, мантала X, гимны 15-18, стих 8 сказано:
«Восстань, о женщина, к миру живых!
Ты лежишь рядом с этим бездыханным, иди сюда!»

А коль так, то можно предположить, что в более поздние времена брахманы преднамеренно извратили тексты священных Вед, проповедуя самосожжение вдов в качестве высшего проявления супружеской верности, как акт слияния с Богом. Кстати, они утверждали, что жена может очистить мужа от земных грехов, если заживо сгорит вместе с его трупом. Только после этого им обоим суждено счастливо прожить на небесах еще 35 миллионов лет — ровно столько, сколько, по представлениям индийцев, имеется волосков на теле человека. Если они правы, то мы имеем дело с самой страшной фальсификацией в мире.

Сложно сказать правы ли они, но по мнению современных исследователей практика самосожжения вдов получила распространение примерно в 500 году н. э., под конец существования Империи Гупт. Примерно в то же время истории о сати стали выбивать на мемориальных камнях. Наиболее ранние из них — в Сагаре, Мадхья-Прадеше, хотя самый большой набор появился в Раджастхане несколько столетий спустя. Эти мемориальные камни, называемые девли или камни сати, стали местом поклонения умершей женщине. Наибольшее количество таких камней — в Западной Индии. По нынешним сведениям, сати распространились по всей Индии примерно к X веку.

Древняя Индия

Вернуться к содержанию рубрики Древняя Индия