Древний мир

Непознанное

Космос

Русские богатыри и другие герои славянских мифов

Русские богатыри

Кто такие богатыри русские? Это герои былин и сказаний, которые отличались не только большой силой, но и честностью, справедливостью; они защищали Русь и веру русскую от врагов, а также были защитой слабым и нуждающимся в помощи.

Подавляющая часть былин о русских богатырях относится ко временам Киевской Руси во время правления князя Владимира, в том числе и самые известные: об Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче.

Сочинял народ былины и в более поздние времена: например, богатырь Евпатий Коловрат — герой рязанского народного сказания XIII века, времён нашествия Батыя; а Александр Пересвет — легендарный монах-воин, инок Троице-Сергиевского монастыря. Согласно «Сказанию о Мамаевом побоище», перед началом Куликовской битвы участвовал в традиционном поединке богатырей cо «злым печенегом из большого войска татарского» Челубеем.

В исторических записях и летописях сохранились указания на то, что некоторые события и имена, перешедшие в былины, действительно имели место в истории. Например, Илья Муровец: после его смерти был признан Святым и похоронен в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. А Добрыню Никитича уже давно многие исследователи сопоставляют с летописным Добрыней, дядей князя Владимира.

Изначально былины передавались в устной форме и были впервые опубликованы в 1804 году Андреем Якубовичем в составе «Собрания древних российских стихотворений Кирши Данилова». Считается, что Кирша Данилов работал на заводах Демидовых в 1740-х годах и тогда же составил свою рукопись.

В 1818 году вышло второе, более полное издание собрания Кирши Данилова, подготовленное известным филологом Константином Калайдовичем. Однако планомерное собирание русских былин началось в России только с середины XIX века. Наиболее известными собирателями и издателями былин были Павел Николаевич Рыбников (1832—1885) и Александр Фёдорович Гильфердинг (1831—1872).

Более 200 былинных текстов вошли в четырёхтомник «Песен, собранных П. Н. Рыбниковым». А. Ф. Гильфердинг издал 318 былин. Воинская доблесть, постоянная готовность встать на защиту земли русской против любого врага, будь то человек или нечисть великая, а также честный нрав — вот главные духовные черты, которым народ наделяет своих богатырей. Ну и , конечно же, былинные герои обладают недюжинной силой, «богатырским сном» и т.д.

Богатыри

Алеша Попович Аника Воин Василий Буслаевич
Василий Казимирович Василий Окулович Василий Пьяница
Волот Волотович Волх Всеславьевич Данило Бессчастный
Данило Денисьевич Данило Ловчанин Добрыня Воевода
Добрыня Никитич Дунай Иванович Дюк Степанович
Иван Данилович Иван Годинович Иван Гостиный
Илья Муромец Колыван Иванович Микула Селянинович
Михайло Данилович Михайло Иванович Михайло Козарин
Никита Кожемяка Полкан Богатырь Садко
Саур Ванидович Соловей Будимирович  
Ставр Годинович Суровец Суздалец Сухмантий Одихмантьевич
Тугарин Хотен Блудович Чурило Пленкович

Другие герои русских и славянских мифов

  • Арысь-поле — один из самых древних образов славянской мифологии. Сказочный сюжет о матери-рыси был даже более распространен, чем мотив превращения красавицы в русалку. Некоторые славянские мифы и сказания рисуют рысь настолько храброй, что она одна осмеливается нападать на медведя, только вставшего из берлоги.
  • Китоврас — бог-кентавр, бог-строитель, былинный герой, ученый и изобретатель. Храм Солнца, построенный Китоврасом с помощью птицы Гамаюн, упомянут в «Книге Коляды».
  • Кострома — славянское божество, дочь Купальницы и Семаргла, сестра Купалы. Есть печальная славянская повесть о двух влюбленных, о Купале и Костроме.
  • Купала — славянское божество. Праздновали Купалу, праздник летнего солнцестояния, в ночь с 23 на 24 июня. В этот день славяне отмечали праздник солнечного божества и почитание огня. Считалось, что связь огня и воды олицетворяла зависимость плодородия от яркого солнца и хорошего полива.
  • Магура — дочь громовержца Перуна, облачная дева — прекрасная, крылатая, воинственная, Магура сродни скандинавской валькирии. Сердце ее навеки отдано ратникам, богатырям.
  • Змей Огненный Волк — персонаж сербского эпоса, восходящего, как и древнерусское предание о Всеславе, князе Полоцком, к общеславянскому мифу о чудесном герое-волке. Змей Огненный Волк может оборачиваться, помимо волка, также и другими животными.
  • Поляницы Удалые — женщины-богатырши, героини древнерусского эпоса. Главными считаются две Настасьи: супруги Дуная и Добрыни. Силой и находчивостью отличается также Василиса Микулична — жена незадачливого богатыря Ставра Годиновича.
  • Свентовит — западнославянский бог-герой. В храмах славян изваяние Свентовита представляло собой могучую фигуру с четырьмя головами. Каждый лик, смотрящий в определенную сторону света, имел короткую бороду. В правой руке Свентовит держал окованный металлом культовый рог с медом.
  • Святогор — в славянской мифологии великан, сын Рода, брат Сварога, а Сварожичи доводились ему племянниками. Святогор был рожден для того, чтобы стоять на страже мира Яви и не пускать в светлый мир темные силы из Нави.
  • Соловей-Разбойник — птица рахманная, представляет собой, по определению академика Ягича, сложный образ, в котором есть черты птицы и человека, чудовищного богатыря.
  • Идолище Поганое — мифологизированный противник русских богатырей, представитель тёмной враждебной силы, нехристи, татарщины.


Наша библиотека

Самое читаемое сегодня: