Тайны и Факты

Античная философия

Античная философия — это философия древних греков и римлян, зародившаяся в VI веке до нашей эры в Греции и просуществовавшая до VI века нашей эры. Формально датой её завершения считают 529 год, когда римский император Юстиниан закрыл Платоновскую Академию — последнюю философскую школу античности.

Хронологически история античной философии охватывает период свыше 1200 лет, с 6 в. до н. э. по 6 в. н.э. Географически перед нами—восточная половина Средиземноморья, где в течение указанного периода времени успели смениться: полисная демократия Древней Греции времен независимости, эллинистические монархии, возникшие после распада империи Александра Македонского, Рим республиканский и Рим императорский. Все это время языком античной философии был греческий, хотя безусловно важно постепенное оформление латыни как философского языка (Лукреций, Цицерон, Сенека).

Историю развития античной философии принято подразделять на 4 периода: досократический, классический, эллинистический и римский позднеантичный.

Архаика (VIII- VII в.в. до н.э.)

Основные идеи Представители
В период архаики философии, как таковой, еще не было. Философские традиции только зарождались, но они заложили основы философского познания в дальнейшем. Гомер
Гесиод
Орфей
Лин
Мусей
Эпименид
Ферекид
Акусилай

1. Досократический период или греческая натурфилософия ( VI-V вв. до н.э.)

Греческие натурфилософы не касались или почти не касались вопросов этики и эстетики, уделяя внимание в первую очередь космогонии и космологии и заложив основу для последующего развития точных наук.

Школы Основные положения Представители
Милетская школа Милетская школа — первая древнегреческая научно-философская школа, основанная Фалесом в Милете, древнегреческой колонии в Малой Азии в 1-й пол. VI в. до н. э. Иногда её включают в состав «ионийской философии».Исходя из принципа сохранения: «ничто не возникает из ничего», милетцы полагали единое вечное, бесконечное, «божественное» первоначало видимого многообразия вещей, источник жизни и существования космоса. Таким образом, в основе многообразия явлений они усмотрели некое единое правещество; для Фалеса это — вода, для Анаксимандра — апейрон (неопределённое и беспредельное первовещество), для Анаксимена — воздух.Роль милетской школы в становлении и развитии древнегреческой культуры не ограничивается областью чистой философии, а распространяется и на естественно-научные знания. Так, Фалес определил продолжительность года в 365 дней, предсказал солнечное затмение. Анаксимандр изготовил солнечные часы, карту суши и моря. Анаксимен занимался изучением астрономии. Поэтому Милетскую школу считают истоком древнегреческой, а следовательно, и европейской науки: физики, астрономии, метеорологии, биологии и географии, а также (возможно) математики. Фалес
Анаксимандр
Анаксимен
Школа Пифагора (пифагорейцы, пифагорейский союз) Религиозно-философское учение, возникшее в Древней Греции VI—IV вв. до н. э. (также известно как пифагорейство). Получило название по имени своего родоначальника Пифагора. Выступала в противовес материализму милетской школы. Пифагорейцы правильно подметили, что все вещи обладают количественной характеристикой. Абсолютизировав это положение, они пришли к неверному выводу, что вещи и числа — это одно и то же, и даже объявили, что вещи подражают числам. В конце концов, пифагорейцы впали в мистику чисел, придавая им (числам) сверхъестественный религиозно-мистический характер. Пифагор
Алкмеон Кротонский
Архит
Тимей Локрский
Филолай
Элейская школа (элеаты) древнегреческая философская школа, существовавшая в конце VI ? первой половине V веков до н. э., в городе Элее, в Великой Греции (юг Италии). В отличие от большинства досократиков, элейцы не занимались вопросами естествознания, но разрабатывали теоретическое учение о бытии (предложив впервые сам этот термин), заложив фундамент классической греческой онтологии. Ксенофан
Парменид
Зенон Элейский
Мелисс
Школа Гераклита Продолжателем милетской школы выступил великий диалектик античности Гераклит (544—484 гг. до н. э.). Учение Гераклита — это первый сознательный переход от чувственного воззрения на мир к понятийно-категориальному восприятию его. Введенное им понятие «логоса» как мировой закономерности — ведущая категория его философии. Сутью его сочинений является утверждение борьбы, царящей в природе и общественной жизни в виде постоянного движения, изменения и превращения друг в друга противоположностей. Гераклит по праву считается одним из основоположников диалектики. Гераклит
Кратил
Школа Анаксагора Была основана в Афинах Анаксагором (годы жизни ок. 500-428 до н. э.). Основной тезис: ничто не зарождается и не разрушается, ибо все есть скопление и выделение прежде существовавших вещей. Поэтому все, что образуется, можно назвать смешением – разделением. Значит, не было акта творения, а было и есть только устроение. Таким образом, если ничто не может произойти из ничего, то все предметы могут быть только сочетаниями уже существующих начал. То, что при этом вступает в соединение или претерпевает отделение, именуется семенами, или гомеомериями. (Это нечто, подобное современному пониманию химических элементов.) В противоположность Пармениду и Фалесу, учившим, что «Все есть едино», Анаксагор утверждал: «Все есть многое» Анаксагор
Архелай
Метродор Лампсакский
Атомисты древнегреческая философская школа атомистов существовала в V — IV веков до н. э.. Является самой ранней исторической формой атомизма — натурфилософской и физической теории, согласно которой чувственно воспринимаемые ( материальные ) вещи состоят из химически неделимых частиц — атомов.Анатомистическая теория Демокрита давала последовательно материалистическую картину мира, смело утверждая, что весь мир состоит из совокупности атомов и пустоты, в которой движутся эти атомы. Атомы вечны, неуничтожимы и неизменны. Различные соединения атомов образуют различные вещи. Отсюда — возникновение и разрушение вещей. Мир же представляет собой бесконечное множество вечно движущихся в бесконечной пустоте атомов. Левкипп
Демокрит Метродор Хиосский
вне школ Эмпедокл
Диоген Аполлонийский
Софисты Особое место в культуре и философии Древней Греции принадлежит софистам, наиболее известными среди которых были Протагор (490—420 гг. до н. э.) и Горгий (около 480 — около 380 гг. до н. э.). Софистов не без основания считают представителями греческого Просвещения за распространение и популяризацию знаний среди широкого круга учеников. В основе философских взглядов этой школы лежали представления об отсутствии абсолютных истин и объективных ценностей. Отсюда вывод: блага — это то, что доставляет человеку удовольствие, а зло — то, что причиняет страдания. При таком подходе основное внимание уделялось психологическим сторонам личности. Об этом свидетельствует и сформулированный Протагором исходный принцип софистов: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют». Старшие софисты:
Горгий
Протагор
Антифонт
Продик
Гиппий
Ксениад
Младшие софисты:
Фрасимах
Калликл
Критий
Ликофрон
Алкидам

2. Классический период( V-IV вв. до н. э.)

Классическая греческая философия традиционно начинается с имени Сократа, который первым обратился от натурфилософских вопросов к проблемам добра и зла, этики поведения человека. Ученики Сократа породили ряд «сократических» школ, крупнейшими из которых стали платоники и киники.

Школы Основные принципы Представители
Сократ
Академия — школа Платона, или Платоники Платонизм — философское учение Платона и его последователей, утверждающее абсолютную реальность идей и бессмертие души. Первыми последователями платонизма были ученики Академии, школы Платона, созданной им в IV веке до н. э. и находившейся недалеко от стен Афин. Школа была основана самим Платоном и просуществовала до 529 н. э., когда была закрыта по приказу императора Юстиниана I.Платонизм обычно подразделяют на три основных периода: ранний, промежуточный и неоплатонизм. Объединительными чертами, характеризующими догматику школы на всём протяжении её существования, являются учение о бессмертии бестелесной души, а также противопоставления чувственного и умопостигаемого, становления и бытия, знания и мнения, идей и вещей. Платон
Спевсипп
Ксенократ
Полемон
Крантор
Кратет Афинский
Клеарх
Мегарская школа одна из сократических школ древнегреческой философии, основанная Евклидом из Мегары (не путать с математиком Евклидом ). Существовала в IV в. до н. э. , сочетала идеи Сократа , элейской школы и софистов .Основные интересы мегариков были направлены на вопросы логики, искусства, словесного спора, эвристики ; сократовскую этику они связывали с элеатским учением о вечном и неизменном Едином. Евклид из Мегары
Стильпон
Диодор Крон
Евбулид
Клиномах
Киники кинизм — одна из наиболее значительных сократических философских школ. Её родоначальником считается ученик Сократа Антисфен, ярким представителем — Диоген Синопский.Основные идеи школы кинизма:Аскесис, способность к самоотречению и перенесению трудностей. Аскесис киников — предельное упрощение; предельное ограничение своих потребностей; отстранённость от того, что не является предельно необходимым по функции человека как живого существа; «сила духа, характера».Апедевсия, способность к освобождению от догм религии и культуры. Апедевсия киников — отстранённость от культуры и общества. Киники считают, что культура (в частности, письменность) делает знание мёртвым; таким образом, необразованность, невоспитанность и неграмотность считаются [кинической] добродетелью.Автаркия, способность к независимому существованию и самоограничению. Автаркия киников — независимость и самостоятельность, отказ от семьи, отказ от государства. Антисфен
Диоген Синопский
Киренаики представители греческой философской школы, последователи Аристиппа из Кирены. Занимают промежуточное положение в истории философии между Сократом и Эпикуром.ОЛсновные положения философии киренаиков:Единственная цель в жизни — это наслаждение ( гедонизм ), которое и является высшим благом, добродетель — умение господствовать над своим наслаждением и управлять своими желаниями. Антитеза наслаждения — боль. Наслаждение и боль составляют два состояния души. Счастье — это «совокупность частных наслаждений», которые выпадают на долю человека.Поздние киренаики (гегесианцы) отрицали возможность счастья для человека ( пессимизм ) и даже проповедовали самоубийство посредством голодания. Также представители данной школы выступали против изучения природы ввиду её непознаваемости ( агностицизм ), однако привычные представления о богах киренаики все же отрицали. Боги по учению Эвгемера суть обожествленные правители древности ( эвгемеризм ). Идеал мудреца по мысли киренаиков автаркичен и эгоистичен, ибо наслаждение всегда индивидуально. Аристипп
Арета Киренская
Аристипп, сын Ареты
Феодор-Атеист
Гегесий
Аникерит
Эвгемер
Элидо-Эретрийская школа Эретрийская школа — одна из философских школ Древней Греции, продолжила линию школы из Элиды, основанной Федоном и перенесённую в Эретрию его учеником Менедемом. Иногда школу называют Элидо-Эретрийской, поскольку воззрения этих двух школ были схожими. Школа перестала существовать вскоре после смерти Менедема (III в. до н. э.), поэтому очень мало известно о её положениях. Федон из Элиды
Плистен из Элиды
Менедем
Другие сократики Главкон из Афин
Кебет
Критон
Симмий
Симон-кожевник
Эсхин
Аристотель и перипатетики Аристотель — натуралист классического периода. Философия Аристотеля охватывала все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику. Метафизическое учение Аристотеля было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом. Карл Маркс называл Аристотеля величайшим мыслителем древности. В 335/334 г.г. до н.э. основал перипатетическую школу. Деятельность Аристотеля и крупнейших представителей его школы перипатетиков логически завершила и подытожила достижения классического периода. Аристотель
Теофраст
Эвдем Родосский
Стратон
Аристоксен
Дикеарх
Клеарх

4. Эллинистический период (вторая полов. IV в. до н. э. – 1 в. до н. э. )

Философия эллинизма представлена как новыми школами, так и новыми представителями старых (платоников, перипатетиков и киников):

Школы и напрвления Основные идеи и принципы Представители
Скептицизм Скептицизм — философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. Философия скептиков не оформилась в самостоятельную школу. Пиррон
Энесидем
Агриппа
Ксанф
Эпикуреизм философское учение, исходящее из идей Эпикура и его последователей. Согласно ему, высшим благом считается наслаждение жизнью, которое подразумевает отсутствие физической боли и тревог, а также избавление от страха перед смертью и богами, представляющимися безразличными к происходящему в мире смертных. Эпикур
Метродор Лампсакский
Стоики ( Древняя и Средняя Стоя) Стоики — философская школа, возникшая в Афинах ок. 300 г. до н. э. во времена раннего эллинизма и сохранившая влияние вплоть до конца античного мира. Свое название получила по названию Расписной стои, где основатель стоицизма Зенон Китийский впервые самостоятельно выступил в качестве учителя.В истории стоицизма различают три главных периода: Древняя (Старшая) Стоя (конец IV века до н. э. — середина II века до н. э.), Средняя (II—I века до н. э.), Новая (I—III века н. э.).Диоген Лаэртский со ссылкой на Зенона Китийского разделял учение стоиков на три части: физику, этику и логику.Физика: Стоики представляют мир живым организмом, управляемым имманентным божественным законом логосом.Логика состояла из риторики (наука говорить) и диалектики (наука спорить).Этика: Все люди — граждане космоса как мирового государства; стоический космополитизм уравнивал (в теории) перед лицом мирового закона всех людей: свободных и рабов , греков и варваров, мужчин и женщин. Зенон Китийский
Клеанф
Тимон
Хрисипп
Зенон Тарсийский
Кратет Малльский
Панетий Родосский
Посидоний

Старые школы, зародившиеся в классический период и продолжавшие существовать в период эллинизма:

школы, философские направления: Представители
Клиники Менипп Гадарский
Бион Борисфенит
Кратет
Гиппархия
Метрокл из Маронеи
Платонизм: Средняя и новая Академия Аркесилай
Лакид из Кирены
Эвандр из Фокиды
Карнеад
Клитомах
Филон Ларисский
Антиох из Аскалона
Перипатетики Критолай
Кратипп
Вне школ Филон Александрийский

5. Римская и позднеантичная философия (1 в. до н. э. — V в. н.э.)

Римская философия начала активно развиваться под сильным влиянием греческой к середине I в. до н. э. Наряду с римлянами, к римской философии относятся также греки — представители римских школ. Основные школы римского периода:

Школы Основные идеи Представители
Эклектизм способ построения философской системы путём сочетания различных положений, заимствованных из других философских систем. Этот термин ввёл в употребление александрийский философ II века Потамон, которого упоминает Диоген Лаэртский в конце своего введения в трактат «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов»Критерием при определении истинности начал, которые стараются сочетать, обыкновенно служит здравый смысл. Хотя такое направление в философии и не выдерживает критики, это ещё не значит, что всякий эклектизм должен быть осуждаем. Цицерон
Римский эпикуреизм В 88 году до н.э.учение Эпикура распространилось в Риме благодаря сколарху Федру Каций
Лукреций
Стоики (Поздняя Стоя) Музоний, Руф Гай
Сенека
Эпиктет
Марк Аврелий
Калиетес
Максим Клавдий

I в. до н. э. — V в. н. э. — греческая философия периода влияния Древнего Рима, развивалась под сильнейшим влиянием классики, а позже — зарождавшегося христианства. Основные школы:

Школы и направления философии Представители
Неопифагореизм Аполлоний Тианский
Средний и поздний платонизм Плутарх
Клеанф
Цельс
Скептицизм Фаворин
Секст Эмпирик
Перипатетики Александр Афродисийский
Фемистий
Неоплатонизм Аммоний Саккас
Плотин
Кастриций
Порфирий
Ямвлих
Клавдиан
Прокл Диадох
Зенодот
Дамаский
Симпликий
Христианская философия Климент Александрийский
Ориген
Августин Блаженный
Боэций

Древняя Греция

Вернуться к содержанию рубрики Древняя Греция