сайт Тайны и Факты

Хаос

Хаос (раскрываться, разверзаться) в мифологии древних греков — описанная впервые Гесиодом в «Теогонии» персонификация изначального состояния мира до появления чего бы то ни было. Согласно Гесиоду, «Прежде всего возник Хаос».

Порождениями Хаоса в древней гесиодовской космогонии считались Эреб, Никта, Эрот, Гея, Тартар, а также Мойры (Гесиод, Теогония, 116, 123-124). В некоторых версиях Гея, Тартар, Уран — внуки Хаоса, а сам Хаос порожден Мглой. Эти божества еще не походили на людей или животных. У них был облик тех же природных стихий, которые они воплощали.

Уран представлял собой широкий купол неба, покрывающий всю землю. Понт — близкое людям море, по которому они плавали. Тартар рисовался мрачным пространством подземного мира, находящимся на таком же расстоянии от поверхности земли, на каком сама земля находится от неба. Не имели какой-нибудь внешней формы и Никта-Ночь и Эреб-Мрак. Они мыслились просто темным пространством. А Эрос был не богом любви, а самой обожествленной любовью, которая, как магнит, влечет друг к другу звезды, планеты и все, что есть в природе.

Античный Хаос всемогущ и безлик, он все оформляет, но сам бесформен. Он — мировое чудовище, сущность которого есть пустота и ничто. Но это такое ничто, которое стало мировым чудовищем, это — бесконечность и нуль одновременно. Все элементы слиты в одно нераздельное целое, в этом и заключается разгадка одного из самых оригинальных образов античного мифологически-философского мышления.

По учению орфиков, Хаос и Эфир возникли из безначального времени, причем под Хаосом понималась глубокая бездна, в которой обитали ночь и туман. Благодаря действию времени туман Хаос от вращательного движения принял яйцевидную форму, вместив в свою середину эфир, причем от быстрого движения яйцо созрело и раскололось на две половины, из которых возникли земля и небо.

С развитием философской мысли менялось и представление о Хаосе. Его начинают понимать как беспорядочное состояние материи. Этот момент в скрытом виде находился во всех тех учениях, которые вообще понимали Xаос как принцип становления. Досократики Эмпедокл или Анаксагор и поэт Аполлоний Родосский (I 494-500) уже оперируют с первозданной беспорядочной смесью материальных стихий. У Овидия его мироздание прямо начинается с хаоса вещей и сам Xаос трактуется как «нерасчлененная и грубая глыба», хотя уже с животворными функциями (Овидий, Метаморфозы, I 5-9). Акусилай и Ферекид считали Хаос началом всякого бытия. При этом Ферекид отождествлял Хаос с водой, то есть с заполненным пространством.
* * *
РОЖДЕНИЕ ПЕРВЫХ БОГОВ
(Отрывок из поэмы «Теогония»)
Перевод с древнегреч. В. Вересаева
Прежде всего во Вселенной Хаос зародился, а следом Широкогрудая Гея, всеобщий приют безопасный, Сумрачный Тартар, в земных залегающий недрах глубоких, И, между вечными всеми богами прекраснейший, — Эрос. Сладкоистомный — у всех он богов и людей земнородных Душу в груди покоряет и всех рассужденья лишает. Черная Ночь и угрюмый Эреб родились из Хаоса…

Гея же прежде всего родила себе равное ширью Звездное Небо, Урана, чтоб точно покрыл ее всюду И чтобы прочным жилищем служил для богов всеблаженных… Также еще родила, ни к кому не всходивши на ложе, Шумное море бесплодное, Понт.

Боги Древней Греции

Вернуться к списку богов Древней Греции