Тайны и Факты

Литература Древней Греции

В Древней Греции вся литература так или иначе связана с мифом (от греч. «мифос» — «слово», «речь», «рассказ»). С детства греки слушали рассказы о подвигах Геракла, о приключениях Одиссея, о лабиринте на острове Крит и страшном Минотавре — человеке-быке и верили, что всё это правда.

Из мифов, а не из истории или жизни сочинители брали сюжеты для эпоса и трагедий. Без отсылок к мифам не обходился ни один поэтический текст. Пародия на миф или на какой-либо мифологический персонаж служила главным приёмом комедии. Наконец, поэты и мыслители сами сочиняли мифы. Особенно любил это философ Платон: ведь когда речь идёт о сложных вещах, образы доходчивее отвлечённых понятий.

Наиболее ранний жанр древнегреческой литературы — эпос (греч. «слово», «повествование»). С незапамятных времён по стране бродили поэты-певцы; они сочиняли и исполняли длинные поэмы о богах и героях, аккомпанируя себе на лире. Из героического эпоса до наших дней дошли только «Илиада» и «Одиссея», но подобных поэм в Древней Греции существовало множество.

Некоторые певцы не рассказывали о далёком славном прошлом, а учили сограждан разумно хозяйствовать и правильно жить: это был эпос дидактический (от греч. «дидактикос» — «наставительный», «поучительный»). Стихов в современном понимании греки не писали; они сочиняли песни — для сольного и хорового исполнения. В театрах Древней Греции ставили трагедии и комедии.

Философ и учёный Аристотель (384—322 до н. э.) так определял сущность трагедии: она показывает, как человек — не слишком дурной, однако и не безупречный — переживает и совершает ужасные вещи, «но не из-за порочности и подлости, а в силу какой-то ошибки, быв до этого в великой славе и счастии». Комедия, согласно Аристотелю, показывает людей дурных, хотя «и не во всей их подлости»: смешны только те людские ошибки и пороки, которые, в конечном счёте, не причиняют окружающим большого вреда.

Художественная проза в греческой словесности появилась довольно поздно. Для последующего развития литературы наиболее важны два жанра — диалог и роман. Изучать собственную литературу первыми начали сами древние греки. Они ввели и слово филология (от греч. «фило» — «любить» и «логос» — «мысль», «слово»). К филологии относили любовь ко всяческим учёным занятиям. Сейчас так называется наука, изучающая письменные тексты и через них культуру какой-либо эпохи, страны, народа. Аристотель был первым филологом в современном смысле слова. Конечно, и до него в Греции существовал интерес к общим принципам словесного искусства. Но Аристотель впервые создал теоретический трактат о законах литературного творчества — «Поэтику» (до наших дней она дошла не полностью).

Аристотель в эпоху, которую принято называть классической. Жизнь сосредоточивалась в полисах — городах, каждый из которых был отдельным государством со своей системой правления, войском и т. д. Полисы ссорились и мирились, заключали между собой союзы и расторгали их. Жизнь в полисе налагала на граждан строгие и определённые обязательства. Человека оценивали и судили не по личным качествам, а по тому, насколько он безупречен как гражданин. Так греки прожили больше трёх столетий.

Мог ли Аристотель знать, что подросток по имени Александр, воспитанием которого он усердно занимался, перевернёт всю греческую жизнь! Мальчик стал царём Александром Македонским, а Греция — мировой державой. Началась другая эпоха — эллинистическая. Она именуется так потому, что эллинское (сами греки называли и называют себя эллинами, а Грецию — Элладой) влияние распространилось по всем землям, завоёванным Александром: в их числе Малая Азия, Египет, Вавилония, часть Иранского нагорья, Средняя Азия. Александр дошёл до Индии, но захватить её не смог.

В эту эллинскую эпоху сформировалось и подлинно научное отношение к произведениям словесности. Но почву для него создал Аристотель, так что, можно считать, он открыл эпоху эллинистической филологии раньше, чем она наступила реально. По-настоящему она началась, когда ни Аристотеля, ни его великого ученика уже не было на свете и когда бывшая держава Александра распалась на отдельные царства.

Египет достался Птолемею, который при жизни Александра был среди его полководцев, а после смерти стал одним из преемников царской власти. В историю он вошёл под именем Птолемея I Сотера (Спасителя). Птолемею I пришла идея создать в своём царстве нечто вроде научного и культурного центра. Он был построен в столице — Александрии: с залами для лекций, трапезной, двориками для прогулок и, главное, библиотекой, ставшей хранилищем разнообразных рукописей.

Этот центр назвали Мусейон (Храм муз), ведь именно музы в Греции были покровительницами наук и искусств. От греческого слова «мусейон» произошло современное «музей», понятное без перевода на разных языках. В Мусейон Птолемей I собирал лучших учёных. Среди них были и те, кто систематизировал рукописи, изучал их, выбирал лучшие, комментировал тексты и т. п. Скрупулёзные александрийские филологи — предшественники современных, прежде всего филологов-классиков, специалистов по античной словесности.

Древнегреческий язык не был единым: эллины говорили и писали на разных диалектах. Основных диалектов было три: дорийский (акающий), эолийский (окающий) и ионийскоаттический (цедящий звуки через щёлочку рта). Самые ранние из дошедших до нас произведений — «Илиада» и «Одиссея» — созданы на особом диалекте, который принято называть гомеровским. В нём сплавились языковые формы разных наречий и разных времён. На этом диалекте греки, скорее всего, никогда не говорили, но знали его превосходно — как язык эпической поэзии. На нём сочиняли все эпические поэмы, независимо от эпохи. Потому, язык «Аргонавтики», написанной Аполлонием Родосским в III в. до н. э. мало чем отличается от языка «Илиады» и «Одиссеи», созданных, по меньшей мере, на 500 лет раньше.

Исследователи древнегреческой словесности нередко имеют дело с загадками. Например, на протяжении многих лет считалось, что слово «трагедия» буквально означает «козлиная песнь». Объяснение странного названия искали в особенностях обрядов, связанных с культом бога виноделия Диониса. В его свите были более мелкие божества, в том числе козлообразные сатиры. Ежегодно греки разыгрывали ритуальное представление — историю смерти и воскрешения Диониса, а хор ряженых изображал его свиту. Из этих хоров будто бы и развилась трагедия. Это объяснение имеет много изъянов и современных учёных не удовлетворяет.

Лишь малая часть греческой поэзии и прозы уцелела, но и эти тексты тоже далеко не полноценны — пропуски в рукописях, испорченные места. Многих античных авторов собирали буквально «по кусочкам», тщательно извлекая их сочинения из других, более поздних, куда они попали как цитаты или иллюстрации. По собраниям фрагментов приходится знакомиться с творчеством почти всех лирических поэтов Греции. Таким образом, в классической филологии — науке об античной словесности — всегда есть место открытию.

Древняя Греция

Вернуться к содержанию рубрики Древняя Греция