Тайны и Факты

История Древней Греции — периоды

Изучение истории Древней Греции с начала зарождения цивилизации и ранней государственности на рубеже III — II тысячелетий до н. э. и до падения эллинистических государств, захваченных Римом и Парфией, дает возможность как проследить общие закономерности ее развития, так и выявить ряд кардинальных особенностей, выделяющих греческую цивилизацию от других.

Историю Древней Греции можно разделить на три больших этапа:

I. Крито(минойско)-микенский период (конец III—II тыс. до н. э.)
В этот период существует две цивилизации: Минойская цивилизация на Крите и Микенская на материковой части Балкан. Минойская цивилизация, созданная догреческим населением, появилась раньше, чем в Балканской Греции, подвергшейся в конце III тысячелетия до н. э. завоеванию греков-ахейцев.
Поэтому для Крита и материковой Греции на этом этапе выделяются различные периоды развития.

a) Минойская цивилизация (Крит):

  1. Раннеминойский (XXX—XXIII вв. до н. э.) — господство доклассовых родовых отношений.
  2. Среднеминойский период, или период старых дворцов (XXII—XVIII вв. до н. э.), —образование государственной структуры, возникновение различных социальных групп, письменности.
  3. Позднеминойский период, или период новых дворцов (XVII—XII вв. до н. э.), —объединение Крита и создание критской морской державы, расцвет критской государственности, культуры, завоевание Крита ахейцами и упадок Крита.

b) Элладская цивилизация (Балканская Греция):

  1. Раннеэлладский период (XXX— XXI вв. до н. э.) — господство первобытных отношений, догреческое население.
  2. Среднеэлладский период (XX— XVII вв. до н. э.) —расселение греков-ахейцев в южной части Балканской Греции, в конце периода разложение родоплеменных отношений.
  3. Позднеэлладский, или микенский (XVI—XII вв. до н. э.), — возникновение раннеклассового общества и государства, появление письменности, расцвет микенской цивилизации и ее упадок.

II Полисный период (XI—IV вв. до н. э.)

  1. Гомеровский период, или Темные века, или Предполисный период (XI— IX вв. до н. э.), —родоплеменные отношения в Греции.
  2. Архаический период (VIII—VI вв. до н. э.) — формирование полисного общества и государства. Расселение греков по берегам Средиземного и Черного морей (Великая греческая колонизация).
  3. Классический период (V—IV вв. до н. э.) — расцвет древнегреческой цивилизации, рациональной экономики, полисного строя, греческой культуры. Греческий полис как суверенное мелкое государство со своей специфической социально-экономической и политической структурой, обеспечивший быстрое развитие производства, формирование гражданского общества, республиканских политических форм и замечательной культуры, исчерпал свои потенциальные возможности и в середине IV в. до н. э. вступил в полосу затяжного кризиса.

III Эллинистический период (IV—I вв. до н. э.).

  1. Первый эллинистический период (334—281 до н. э.). — Восточные походы Александра Македонского, краткий период существования его мировой державы и её распад на ряд эллинистических государств.
  2. Второй эллинистический период (281—150 до н. э.) — Функционирование эллинистических обществ и государств, расцвет экономики и культуры.
  3. Третий эллинистический период (150—30 до н. э.). — Кризис эллинистической системы и завоевание эллинистических государств Римом на Западе и Парфией на Востоке. Захват римлянами в 30 г. до н. э. последнего эллинистического государства — Египетского царства, управляемого династией Птолемеев, — означал конец не только эллинистического этапа древнегреческой истории, но и конец длительного развития древнегреческой цивилизации, которое составляет содержание курса “История Древней Греции”.

Заключение:

Греческая цивилизация, так же как раннеклассовое общество и государство в странах Древнего Востока, вырастала на почве разложения родовых отношений через имущественную и социальную дифференциацию, формирование различных по их роли в производстве социальных групп, через создание органов государственной власти, которые выражали интересы господствующего класса.

Однако рождение раннеклассового общества и государства в Греции проходило в иной природной среде и на другой племенной основе.

Во II тысячелетии до н. э. вышедшее из родовых отношений раннеклассовое общество и примитивная государственность развивались, как и в большинстве стран Древнего Востока, через монархические государства с бюрократическим аппаратом и узким слоем аристократии, связанной с двором монарха, создание централизованных государственных хозяйств, обрабатываемых рабами, и жестокой внеэкономической эксплуатацией подавляющей части населения, организованного в родовые общины.

Этот путь развития для древних греков оказался тупиковым. В отличие от древневосточных стран, где монархические режимы и соответствующая им социальная структура оказались устойчивыми прежде всего потому, что именно они смогли обеспечить благоприятные условия для организации земледелия путем создания ирригационной системы, в Ахейской Греции примитивные монархии с их бюрократией и аристократией были мало связаны с организацией производства, представляли собой паразитические по большей части прослойки и были обречены на гибель.

Эти примитивные монархии и раннеклассовые общества в Греции, внутренне слабые, разрушились под ударами извне. В начале I тысячелетия до н. э. в Греции возникла новая ячейка — греческий полис, который оказался устойчивой формой исторического существования, поскольку создавал благоприятную среду для становления динамичной экономики, сложной социальной структуры, прогрессивных государственных форм и высокой культуры.

Как независимый суверенный город-государство греческий полис стал испытывать кризис в IV в. до н. э. но на новом этапе развития древнегреческой (и древневосточной) цивилизации — эллинистическом — он получил новые импульсы для своего существования, оказавшись включенным в рамки крупного территориального государства, которое обеспечивало стабильность его внутренней структуры, автономию города-полиса и его внешнюю безопасность. Как самоуправляющаяся единица с большой внутренней автономией и местными традициями в рамках большого государства греческий полис уже в новой форме римского муниципия стал одной из основных административных единиц римской средиземноморской империи и способствовал социально-экономическому и культурному прогрессу многих народов Средиземноморья.

На разных этапах исторического развития во II—I тысячелетиях до н. э. греки вступали в активные контакты с древневосточными государствами, сложным племенным миром Средиземноморья и Причерноморья, что способствовало взаимообогащению и древних греков, и других народов. Однако следует отметить благотворное воздействие древнегреческой цивилизации, ее стимулирующее влияние на исторические судьбы народов Восточного Средиземноморья и Причерноморья. Особенно сильным это влияние оказалось во время великой греческой колонизации VIII—VI вв. до н. э. и в эллинистический этап древнегреческой истории.

Древние греки внесли огромный вклад в развитие средиземноморской цивилизации. Наибольшие достижения греков проявились в трех основных областях: организации городской жизни с ее высоким уровнем благоустройства как одного из важных условий цивилизованного существования; установлением демократической республики (демократии) —наиболее прогрессивной формы государственного устройства; создании замечательной культуры.

Города и городская жизнь появились на Древнем Востоке еще в III тысячелетии до н. э. и к середине I тысячелетия до н. э. достигли высокого уровня развития. Однако при этом подавляющая масса населения проживала в сельской местности, в многочисленных деревенских поселениях, в которых протекала вся их производственная (как сельскохозяйственная, так и ремесленная) деятельность, их досуг, вся их жизнь. Древневосточный общинник мог прожить всю жизнь в микромире своего родного поселения, с ним неразрывно были связаны весь уклад жизни, образ мыслей и система ценностей.

Иное положение сложилось в Греции. Хотя в Греции существовало немалое число полисов, не имеющих городов (например, Спарта), однако греческий полис как таковой предполагал существование благоустроенного города в качестве естественного центра. Как центр всей полисной округи греческий город был местом жительства не только ремесленников, торговцев и прочего городского люда, но включал также и сельское население, т. е. становился местом жительства большей части населения полиса, которое, таким образом, могло пользоваться всеми благами благоустроенной городской жизни.

Город как место жительства основной части граждан полиса стараниями греческих градостроителей благоустраивался и украшался и в классический период стал регулярным городом, т. е. городом, построенным по плану, с сеткой пересекающихся под прямым углом улиц, с правильным делением на кварталы, предусмотренными местами для главной площади, центральных святилищ, стадиона, театра, зданий общественного назначения.

Строительство городов велось с учетом климатических и других экологических факторов. В самом городе сооружались не только удобные жилища для граждан, но и художественно украшенные святилища и места общественного отдыха. Непременной частью греческого города были театральные помещения, вмещавшие большую часть гражданского населения, гимнасии и стадионы, в которых граждане проводили значительную часть своего времени. Основные принципы регулярной планировки, появившиеся в классический период, были усовершенствованы в эллинистическое время и впоследствии оказали большое воздействие на европейское градостроительство.

Большим достижением древних греков в политической области было формирование такой организации государственного устройства, как демократическая республика (наиболее совершенное воплощение — афинская демократия). Полисная демократия представляла собой разработанную политическую систему, обеспечивавшую участие в государственном управлении основной массы граждан.

Суверенитет гражданского коллектива в целом осуществлялся через наделение реальной властью Народного собрания. Организация судебной и исполнительной власти исключала возможность сосредоточения ее в руках отдельных лиц, обеспечивала участие в исполнительных органах практически всех граждан независимо от их имущественного положения.

Афинская демократия проводила целенаправленную политику материальной и политической поддержки обедневших граждан, предоставляя им земельные участки в клерухиях, обеспечивая их участие в управлении небольшой платой (в объеме прожиточного минимума).

Однако не стоит забывать, что эта демократия существовала только для граждан и зижделась на жесточайшей эксплуатации рабов. Помимо этого существовала еще большая прослойка неграждан, также стоявших вне демократических институтов и не принимали никакого участия в управлении.

Древняя Греция

Вернуться к содержанию рубрики Древняя Греция