сайт Тайны и Факты

Холм Тара

холм Тара Тара — исторический холм в Ирландии, вытянутое невысокое известняковое возвышение возле реки Войн. Тара — еще и старинное место коронации и приемов Высоких королей Ирландии в графстве Мит к северо-западу от Дублина. Название «Тара» в переводе с гаэльского и означает «Холм королей».

В хороший ясный день, что нехарактерно для этих мест, над которыми вечно висят влажные серые облака, с вершины холма видны и Дублинский залив, и почти все графства Северной Ирландии. Местность, окружающая Тару, или, как ее назвали в древности, Темру, была заселена еще в 3 тыс. до н. э., во времена неолита.

Тара считалась столицей кельтов в Ирландии; она была крупнейшим религиозным и политическим центром, хотя само поселение на этом месте считалось священным задолго до появления кельтов, возможно, еще с эпохи неолита. Тара фигурирует в различных легендах ирландских кельтов. Именно Тара была столицей богов Туатха Де Данаан и резиденцией двора Конхобара Мак-Нессы; в ней собирались герои Красной Ветви — королевских домов Ольстера.

Развитие Тары как политического центра острова началось лишь в III в., во времена короля Кормака Мак-Арта.

В IV в. существовало пять ирландских королевств — Ольстер, Мит, Лейнстер, Манстер и Коннахт, номинально признававших верховенство Высокого короля, именовавшегося правителем Тары.

Считается, что первым Высоким королем, или Ард Ри, был легендарный Конн Сто Битв. Ок. 400 г. правил Ниал. В 432 г. его сын Лири на холме Тара принимал святого Патрика. В V в., к моменту посещения Тары святым Патриком, Тара уже являлась королевской столицей. Она оставалась королевской резиденцией и местом собраний в VI в. Всего, как утверждают ирландские историки, холм Тары видел 142 короля.

Тара пришла в упадок вскоре после принятия христианства. Ежегодно, в ночь с 31 октября на 1 ноября, в Самайн — кельтский праздник окончания сбора урожая, на холме жгли костры и приносили жертвы. Но священники прокляли языческий обычай и запретили королям собираться на Самайн в Таре. С тех пор Тара постепенно стала разрушаться, пока от нее не остались лишь круглые земляные валы.

На самой вершине холма находятся овальные земляные укрепления, названные Крепостью королей. Вероятно, она предназначалась для собраний племенных советов и разного рода церемоний, их возраст восходит к железному веку.

В стороне от Крепости царей высится холм Заложников. Согласно древним легендам, именно в пустотах этого холма правивший Ирландией в III в. король Кормак Мак-Арт держал в заключении захваченных в плен важных особ. Таков был обычай Верховных королей: насильно удерживать представителей других царствующих домов, чтобы обеспечить их подчинение.

В 1952-2005 гг. были проведены раскопки, показавшие, что в действительности этот холм являлся неолитическим погребением, датированным примерно 2130 г. до н. э.: радиоуглеродные датировки колеблются от2300до 1920г. дон. э. Он представлял собой мегалитическую коридорную гробницу с камнями, украшенными орнаментом. В ней были обнаружены останки около ста человек. Хоронили здесь и позднее, в бронзовом веке. В погребениях сохранились камни с характерными спиралевидными узорами, смысл которых еще предстоит разгадать.

В южной части холма Тара находится Крепость Лэгайре. Именно туг, если верить легенде, обрел вечный покой современник св. Патрика верховный король Лэгайре, похороненный в 462 г.: стоя, в полном боевом облачении, с оружием.

Сама Тара по своему устройству воспроизводила сакральное деление Ирландии: четыре королевские области и пятая, Мит, — в середине.

Камень Судьбы на холме Тара

На фото Лиа Фаль, или Камень Судьбы на холме Тара — место, где происходил обряд коронации.

По традиции, лишь тот становился правителем, кто, дотронувшись до Камня Судьбы, заставлял его издать крик, слышный по всей Ирландии.

Частью Крепости королей являются земляные сооружения, именуемые Домом Кормака и где находится знаменитый Камень Судьбы, на котором происходил обряд коронации короля.

Ирландские саги рассказывают, что камень вместе с волшебными мечом, копьем и котлом принесли на остров с севера владевшие тайными знаниями легендарные племена богини-матери Дану, прародительницы главной группы кельтских богов.

Другие предания сообщают, что камень под названием Лиа Фаль был оставлен здесь богоподобным Туатха Де Данааном. Лиа Фаль в переводе с ирландского означает «светлый, блестящий камень, камень познания, камень плодородия». По камню весь этот край нередко называли Долиной Фал, или просто Фаль.

Впоследствии саги по-своему переосмыслил простой народ, для которого эти племена уже предстали в виде леших и ведьм, именовавшихся сидами или ши.

Камень определенно представляет собой неолитический фаллический символ, не утративший своего значения и в более поздние времена. Предание сообщает, что стоило королю начать испытывать затруднения с управлением страной, как камень издавал щемящий сердце звук, похожий на жалобный стон.

Точно известно, что в самый последний раз языческий обряд легитимации (узаконивания) власти проводился здесь в 560 г. — спустя сто лет после крещения Ирландии.
Большой загадкой остается тот факт, что во время колонизации Ирландии англо-нормандскими феодалами в 1169-1172 гг. этот древний символ ирландской самобытности остался нетронутым. Не отмечено даже попытки его повалить, а не то, чтобы уничтожить.

Согласно официальной версии, принятой в Ирландии, крещением страны занимался святой Патрик в первой половине V в. Как символ христианизации населения острова и победы над язычеством, на холме Тара установлена статуя этого святого — покровителя Ирландии: в одеянии епископа, правой рукой совершающего крестное знамение, а левой сжимающего жезл — высокий епископский посох с символическими изображениями.

Рядом с Домом Кормака находится чудом сохранившееся земляное укрепление, именуемое ортом Королевский трон.

Напротив музея Тары и неподалеку от церкви стоит Крепость соборов: крупное круглое укрепление с тремя валами. Принято считать, что именно здесь святой Патрик устраивал первые церковные соборы. Проведенные на этом месте продолжительные археологические раскопки позволили с полной уверенностью утверждать, что возраст Крепости соборов действительно датируется первой половиной первого тысячелетия.

К Крепости соборов примыкает продолговатый Банкетный зал, именуемый также Медовым покоем. Вероятно, именно тут происходил ритуальный брак Верховного короля с его землей — на «пиру Тары» в Медовом покое, главном пиршественном зале Тары. Датируемый 3-м тыс. до н. э., он пока остается старейшим памятником Тары. Несмотря на свое название, это никакое не строение, а 27-метровый ров, выполнявший, предположительно, функцию ритуального пути к погребению в холме Заложников. Археологи предполагают, что этот ров также мог быть местом погребения, причем верховных королей Ирландии.

Восточнее Банкетного зала располагается Форт Грайне, получивший свое название в честь дочери короля Кормака.

Сами ирландцы, хотя и относятся к холму Тара с большим уважением, тем не менее не запрещают пастись на нем множеству овец.

Тайны древних цивилизаций